... > Всемирная история > Греция в архаический...

Греция в архаический период: колонизация, тирании и первые законодательства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Великая греческая колонизация Тирания Законодательство Драконта в Афинах Законодательство Солона в Афинах
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Великая греческая колонизация. Эмиграция являлась пос­то­ян­ным фактором греческой истории, поскольку даже современная Греция перенаселена, и нехватка внутренних ресурсов, в первую очередь земли, для увеличивающегося населения становится первой причиной колонизационного процесса. В колонии уезжали обедневшие, разорившиеся люди или граждане, враждебно настроенные по отношению к официальной власти. Некоторых насильственно отправляли в путешествие по политическим соображениям.

Колонизацией называется процесс выселения греков из городов эгейского бассейна на побережья Средиземного и Черного морей. Любая колония (апойкия) являлась самостоятельным полисом с собственным гражданством, органами управления, общественными учреждениями и правом, обычно совпадающими с соответствующими учреждениями того города, который колонию вывел (метрополия – «материнский полис»), но не зависящими от него.

Колония могла выводить другие апойкии. Например, Спарта основала полис на острове Фера, который вывел в Северную Африку Кирену. Коринф стал метрополией Сиракуз (о. Сицилия), а те, в свою очередь, – метрополией Иссы, то есть колонизация носила характер цепной реакции, когда колония сама могла превратиться в метрополию для ряда других городов.

Колонизация в корне изменила греческий мир, географические горизонты которого раздвинулись. В новых городах вводились свои порядки, отличные от условий метрополий, создавались новые законодательства. Апойкии открывали богатый источник новых ресурсов для Балканской Греции.

Выделяется 2 этапа колонизационного процесса. Первый: VIII в. – первая половина VII вв. до Р. Х., когда колонии носили преимущественно аграрный характер. Они выводились с целью предоставить земли колонистам. Второй этап: с конца VII в. по конец VI в., когда колонии были ориентированы на поддержание контактов с местным населением – на торговлю с ним и ремесленное производство.

Ранняя греческая тирания

Проблема ранних («старших») тираний напрямую связана с колонизацией и крупными изменениями в общественном укладе VII–VI вв. до Р. Х.

Тирания основана на политическом насилии по отношению к определенной части общества и авторитете одного правителя – наиболее простая форма власти, явившаяся лишь ступенью при восхождении греков к более сложным представлениям о демократии. В Греции эпоха тирании представляла собой переходный этап, причина которого лежала в потере социального равновесия. Период активного хозяйственного развития сопровождался общественными смутами, вызванными поляризацией общества, резко разделившегося на бедных и богатых. Разрыв этот был велик, и для его уничтожения в ряде городов возникают тиранические режимы.

Основная цель новых правителей – истребление аристократии, поэтому тирания как явление разрушительное не могла носить прогрессивный характер. С другой стороны, правители выражали интересы рядовых граждан и часто, сами того не подозревая, расчищали дорогу демократии. В таком случае народ сам избирал тиранов, и их приход к власти не был связан с прямым насилием.

Выделяют 2 вида тирании: первый – тирания, установленная в результате борьбы демоса с родовой знатью, – из их противодействия и рождалась новая фор­ма власти; второй вид – тирания греческих ставленников Персии, под­чи­нив­шей полисы на западном побережье Малой Азии и близлежащих островах, – эти тираны проводили проперсидскую политику, когда с VI в. до Р. Х. молодое персидское государство начало набирать силу. Однако в целом тиранические режимы в Древней Греции не стали повсеместным явлением.

Формирование полисной системы. Слово «полис» имеет три значения: город, государство и гражданская община. В представлении греков все три значения сливались воедино. Города-государства существовали и до архаической эпохи, но в них были клановые порядки. Преодоление родовых традиций стало решающим для возникновения таких явлений как полис и государственность. Оформляются новые структуры управления и самосознание граждан.

Для создания полиса существовали определенные предпосылки. Одной из предпосылок возникновения полиса явилось установление тиранических режимов, окончательно сломивших власть знати и открывших дорогу демократии, которая как система сложилась в Греции к V в. до Р. Х.

Полис представлял собой общину граждан, где народное собрание являлось одновременно народным ополчением и гражданская организация города совпадала с военной – гражданами были люди, которые голосовали и воевали. Основанием для гражданства служило обладание земельным наделом.

Первые греческие законодательства

Законодательство Драконта в Афинах (621). Драконт был архонтом, осуществлявшим гражданское управление Афинами. Фактически он лишь записал и кодифицировал уже бытовавшие в Афинах негласные законы. Драконт отменяет право кровной мести, проводит четкое различие между умышленным и непреднамеренным убийством. При нем происходит важное оформление права на частную собственность, когда смертной казнью каралось любое покушение на имущество даже малой ценности, например, кража овощей. Подобного рода законодательства, «записанные кровью», отражали определенный этап становления государства, через который проходили многие древние общества (см. вавилонские законы Хаммурапи).

Законодательство Солона в Афинах (594). В 594 г. до Р. Х. Солон становится архонтом и проводит реформы. При нем Афины начинают широко торговать оливковым маслом, Солон поощряет разведение виноградников и расширение садов, регулирует водоснабжение в засушливых областях за счет рытья новых колодцев. Солон проводит изменения в весовой и монетной системах: устанавливаются обязательные для всей Аттики единые стандарты, способствующие развитию торговли. Вводятся законы против роскоши. Данные постановления направлялись против знати.

Антиаристократический характер носили и социальные реформы Солона, который впервые в Греции ввел понятие имущественного ценза. Солон делит всех граждан на 4 разряда согласно размеру их имущества. Он делит всех граждан на 4 разряда согласно размеру их имущества: получавшие со своей земли не менее 500 мер продуктов вошли в первый разряд и названы «пятисотмерники», 300 – во второй («всадники»), 200 – в третий («владельцы парой волов»), меньше 200 – в четвертый. Пятисотники и всадники – высшие категории граждан – получали почетное право служить в коннице и избираться на гражданские должности. Третий разряд – пешее войско, четвертый разряд получал лишь право голосовать в народном собрании. «Имущественный ценз определял зависимость общественного положения гражданина не от его родовитости, а от имущественного состояния – в этом и состояла важность социальных реформ».

Солон отменил долговую кабалу – задолженности, связанные с закладом земли, и делает свободными многих земледельцев. Активизируется деятельность народного собрания, Солон вводит Совет 400, который осуществляет подготовку дел в промежутках между созывами собрания.

Реформы Солона легли в основу демократической системы Афин, представлявшей собой вершину политического творчества древних греков, непревзойденную впоследствии.