1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕХИИ. ПАРТИИ И ИХ ПРОГРАММЫ. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДВИЖЕНИЯ. ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ГУСИТСКИХ ВОЙН

Гуситское движение в Чехии. Партии и их программы. Основные этапы движения. Причины поражения и историческое значение гуситских войн

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Ян Гус Кутногорский эдикт Констанцский собор умеренные и табориты Ян Жижка «Пражских компактатов»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Несмотря на острые социальные противоречия, широкие слои чешского общества объединились для общей борьбы против католической церкви и немецкого засилья.

В 1391 г. в Праге была основана Вифлеемская часовня, в которой богослужение проводилось на чешском языке, что привлекало туда массу пражского населения.

В начале XV в. во главе широкого оппозиционного движения против католической церкви и чужеземного засилья встал великий чешский патриот профессор Пражского университета Ян Гус.

Гус выступал против немецкого засилья, в частности в Пражском университете, у руководства которым стояли немецкие магистры, патриотическое движение в стране заставило короля Вацлава IV издать в 1409 г. Кутногорский эдикт, по которому руководство Пражским университетом перешло в руки чехов.

Архиепископ Пражский запретил Гусу выступать с проповедями, а затем отлучил его от церкви. Но Гус не дал себя запугать. Покинув Прагу, он два года жил на юге Чехии, где продолжал выступать перед крестьянами.

В 1414 г. Гуса вызвали на Констанцский собор. Император Сигизмунд выдал ему охранную грамоту, которую потом предательски нарушил. На Соборе Гуса не стали выслушивать, а потребовали, чтобы он отрекся от своих «еретических заблуждений». В Констанце Гуса заковали в цепи и полгода держали в сырой и холодной темнице. Затем над ним устроили суд. Собор объявил Гуса еретиком и потребовал, чтобы он отрекся от своих взглядов. Гус ответил: «Не могу изменить своей совести. Если отрекусь от истины, как дерзну посмотреть в глаза народу, который я всегда учил говорить правду?» Он предпочел умереть, но не отступил от своих убеждений. 6 июля 1415 г. по приговору Собора Гуса сожгли на костре в городе Констанце.

Казнь Гуса вызвала возмущение чешского народа. Толпы крестьян шли в горы и слушали там речи сторонников Гуса. Его последователи стали называть себя гуситами. В ответ на расправу над Гусом по всей Чехии начались массовые народные выступления. В 1419 г. началась открытая вооруженная борьба между гуситами и католиками. В Праге вспыхнуло восстание плебейских масс во главе со священником Яном Желивским. Восставшие захватили ратушу и выбросили из ее окон бургомистра с его советниками. Восстания захватили Пльзень и другие города. Но в некоторых городах верх взяли сторонники католической церкви.

После смерти короля Вацлава IV наследником чешского престола был объявлен его младший брат император Сигизмунд. Но чешские гуситы, в том числе шляхта и паны, отказались признать Сигизмунда, выдавшего Гуса на расправу, своим королем.

Среди восставших было два течения: умеренные и табориты.

К умеренным принадлежали зажиточные бюргеры, а также большинство дворян. Умеренные требовали упразднить привилегии и землевладения церкви, упростить обряды, ввести богослужение на чешском языке.

Гораздо дальше в своих требованиях шли табориты: крестьяне, основная масса горожан, бедные рыцари. Они добивались реформы не только церкви, но и всего общества. Проповедники таборитов призывали уничтожить частную собственность, все повинности и налоги. Они верили, что скоро снова придет Христос и установит «Царство Божье»: «...не будет на земле ни королей, ни властителей, ни подданных, исчезнут налоги, и правление должно быть передано в руки народа». Табориты собирались на горе Табор на юге Чехии (отсюда их название). Здесь они заложили город, обнесли его мощными стенами и назвали, как и гору, Табором.

Люди, приходившие в Табор, опускали свои деньги в особые бочки на улицах. Эти средства шли на вооружение восставших и помощь беднякам. В Таборе все считались равными и называли друг друга братьями и сестрами.

Главным организатором и руководителем гуситских войск был бедный рыцарь, опытный воин Ян Жижка. В одном из сражений Жижка был ранен в голову и ослеп. «Глазами» Жижки стали его помощники: они сообщали ему о движении вражеских войск. Прекрасно зная родные места, слепой полководец безошибочно выбирал наиболее удобную для чехов позицию.

В сражениях он ошеломлял врагов неожиданными приемами и решениями. В одной битве по приказу Жижки с вершины холма на атакующих рыцарей спустили десятки возов, груженных камнями; рыцари были смяты и обращены в бегство.

После смерти Яна Жижки новые талантливые полководцы возглавляли гуситские войска. Гуситы совершали успешные походы в Венгрию, Австрию и далеко в глубь Германии, доходили даже до берегов Балтийского моря. Гуситское войско превратилось в постоянное. Теперь воины — бывшие повстанцы не имели других доходов, кроме добычи, и использовали походы в соседние страны для грабежа населения.

Разуверившись в успехе Крестовых походов, папа и император вступили в переговоры с умеренными. Базельский собор добился с ними компромиссного соглашения в 1433 г., согласно которому в Чехии разрешалось богослужение на чешском языке, ликвидировалась церковная юрисдикция, признавалась секуляризация церковного землевладения. И когда пала признал новые церковные порядки в Чехии, умеренные образовали большое войско для борьбы с таборитами.

Табориты не признавали «Пражских компактатов»; началась война между таборитами и умеренными (чашниками), которых поддерживало католичество. В 1434 году у городка Липаны, к востоку от Праги, умеренные напали на таборитов и путем хитрых маневров разгромили их. После поражения у Липан лишь отдельные отряды таборитов продолжали военные действия, пока окончательно не были рассеяны.

Чешский народ в течение 15 лет (с 1419 по 1434 г.) героически боролся против католической церкви и полчищ крестоносцев.

В результате на два столетия среди части чешского народа утвердилась гуситская церковь; другая часть населения осталась католической.

Католическая церковь так и не смогла полностью вернуть в Чехии утраченные земли и восстановить разрушенные монастыри. Крестьяне перестали платить десятину.

В годы гуситских войн большую роль в управлении страной играл сейм — собрание представителей сословий. Сейм сохранился и в дальнейшем. Как и в других странах, в Чехии утвердилась сословная монархия.