Индия в начале Второй мировой войны (1939—1940)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Еще в 1930-е гг. лидеры фашистских государств неоднократно пытались установить контакты с видными деятелями ИНК. Известно, например, что Муссолини предпринимал попытки встретиться с Д. Неру, но тот отвергал любую такую возможность по принципиальным соображениям. Для абсолютного большинства индийцев фашизм был совершенно неприемлем, его философия по праву считалась антигуманной и противоречащей духу индуизма.
Поэтому, в отличие, например, от мусульманских стран, рассчитывать на симпатии в Индии по принципу «враг моего врага — мой друг» руководителям фашистских держав не приходилось. Население готово было поддержать антифашистскую коалицию. Но когда в сентябре 1939 г. вице-король сразу же, без каких-либо консультаций с индийскими политическими деятелями, объявил Индию воюющей стороной, это вызвало возмущение.
14 сентября 1939 г. М.К. Ганди встретился с вице-королем Линлитгоу и предложил ему поддержку ИНК, но при этом выдвинул два условия. Англичане должны были твердо обещать предоставить независимость Индии сразу после окончания войны и немедленно — полномочия в Исполнительном совете при вице-короле (т. е. в Центральном правительстве).
Когда 17 октября английское правительство отклонило условия ИНК, это вызвало разногласия в Конгрессе по поводу отношения к войне, причем большинство явно склонялось к отказу от поддержки Англии. В ноябре 1939 г. правительства, возглавляемые в провинциях ИНК, подали в отставку — это означало отказ от сотрудничества с английскими властями.
Но демарш ИНК не изменил позиции англичан, а вакуум был восполнен: в Северо-Западной пограничной провинции, Ассаме и Синде были сформированы правительства Мусульманской лиги, Пенджаб управлялся юнионистами, в остальных же провинциях вся полнота власти перешла в руки английских губернаторов.
Попытки британских властей договориться с ИНК
Тем временем ход Второй мировой войны складывался неудачно для антифашистской коалиции. К июню 1940 г. Западная Европа была оккупирована немецкими войсками, Франция капитулировала и Англия осталась одна против Гитлера и Муссолини.
В июле 1940 г. ИНК вновь предложил Великобритании помощь на тех же условиях. Это вызвало в руководстве антиколониального движения разногласия: часть видных деятелей, в их числе М.К. Ганди, Р. Прасад, А. Гаффар-хан, предлагали ограничиться выражением лишь моральной поддержки. Однако вице-король вновь отверг требование ИНК о немедленном предоставлении индийцам полномочий в Центральном исполнительном совете, пообещав лишь статус доминиона после войны. Это означало, что договориться не удалось.
В Индии нарастали антивоенные настроения. В октябре 1940 г. Ганди призвал к индивидуальной сатьяграхе. Эту кампанию начал соратник Ганди — Виноба Бхаве, скандируя антивоенные лозунги в общественных местах, за что сразу же был арестован. К такого рода сатьяграхе допускались лишь видные деятели ИНК с разрешения Ганди. Это производило определенное впечатление на общество, а индивидуальный характер сатьяграхи не давал властям повода обвинить ИНК в ее проведении и запретить на этом основании.
В отличие от Конгресса, Мусульманская лига не стала вступать в конфронтацию с английскими властями. Она не поддержала бойкот политической системы. После выхода в отставку правительств, сформированных ИНК в провинциях, она заменила их там, где это было возможно. Более того, Мусульманская лига развернула политическую кампанию против ИНК.
В марте 1940 г. состоялась историческая сессия Мусульманской лиги в Лахоре, где было принято судьбоносное для Индии решение: добиваться выделения из состава Индии районов с преимущественно мусульманским населением с целью образования мусульманского государства — Пакистана. Это стало главным требованием Мусульманской лиги. Таким образом, провозглашение Пакистана она выдвигала в качестве одного из предварительных условий предоставления Индии независимости.
Англичане долгое время никак на это не реагировали, довольствуясь тем, что Мусульманская лига не находится в оппозиции к колониальным властям в Индии. Сами же мусульмане, прежде всего их лидер Мохаммед Али Джинна, использовали преимущества лояльных партнеров англичан для пропаганды идеи мусульманского государства.
Подобная пропаганда велась на протяжении всей войны и дала свои результаты. Этим занималась созданная в 1941 г. организация «Джама-ат-и-ислами», которая выступила с идеей культурного единства всех мусульман Индии. Постепенно мусульманское население Индии все больше склонялось к мысли о предстоящем разделе, поскольку политики убеждали в невозможности их сосуществования в рамках единого государства в статусе меньшинства.