... > Всемирная история > «Исламский фундаментализм» в...

«Исламский фундаментализм» в конце XX в

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Фундаментализм Активизация «исламистов» «Хезболла» Афганистан под властью талибов Исламский фундаментализм
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Фундаментализм — реакция отторжения чуждых идей в традиционных обществах. Она происходит, когда затрагиваются основы цивилиза­ции. Именно тогда раздаются призывы вернуться к истокам, к само­бытности, к изначальной чистоте собственных традиций.

В принципе, фундаментализм свойствен не только исламу; в част­ности, в Индии в последние годы оживились коммуналистские силы, которые добиваются возврата к первоначальным ценностям индуиз­ма. Однако ныне все чаще используют термин «исламский фундамен­тализм», предрекают даже, что в XXI в. он станет главной проблемой международных отношений.

Исламский фундаментализм связывают не только с террористиче­ской деятельностью весьма опасных группировок и организаций. Подразумевается, что сам ислам предполагает насилие и неприятие чуждых идей. Это, конечно же, не так. На протяжении веков в ислам проникали идеи Запада, которые породили соответствующие интел­лектуальные движения. Им и пытаются противостоять фундамента­листские контрдвижения, которые нередко скатываются к ксенофо­бии и насилию. Поэтому главное сопротивление фундаментализм встречает именно в регионе ислама, со стороны слоев, вкусивших от заимствования западных идей.

Активизация «исламистов» произошла в 1970-е гг.

Во-первых, это обусловлено ростом радикальных настроений в араб­ском мире в связи с палестинской проблемой; с начала 1970-х гг. мно­гие палестинские организации обращаются к террору против изра­ильтян и Запада, начинаются многочисленные угоны самолетов, взятие заложников и т.д.

Во-вторых, в 1970 г. президент Египта А. Садат разрешил «Братьям-мусульманам» возобновить свою деятельность в Египте. Но очень ско­ро, уже в 1974 г., как только они убедились в намерении Садата заклю­чить мир с Израилем, дело дошло до открытого конфликта с властями Египта, и волны террористических актов захлестнули страну.

В-третьих, в Сирии во второй половине 70-х гг. «Братья-мусульма­не» организовали массовое повстанческое движение против прези­дента Асада. Им удалось захватить даже два крупных города — Хама и Халеб. Правительственные войска вынуждены были брать города штурмом, используя авиацию и тяжелое оружие.

Главным, фактором стала революция в Иране, где в 1978—1979 гг. был свергнут режим шаха и установлен теократический режим аятоллы Хомейни. Он и явился рассадником исламского фун­даментализма, активно распространяя влияние исламистов по всему миру, призывая свергать повсеместно «незаконные светские режимы».

В 1981 г. задачу создания «исламской республики» в Сирии провоз­гласил «Исламский фронт». Только в 1982 г. сирийской армии и силам безопасности удалось разгромить отряды боевиков.

Среди шиитов в Ливане была создана на деньги Ирана организа­ция «Хезболла» («Партия аллаха»), которая обратилась к террору про­тив американцев и европейцев. 6 октября 1981 г. исламистами убит президент Египта А. Садат; сменивший его X. Мубарак вынужден прибегнуть к жестким карательным мерам, но полностью устранить террор ему так и не удалось. Об этом свидетельствует, в частности, убийство председателя египетского парламента Рифаата аль-Махгуба и покушения на иностранных граждан в Египте. В 1992 г. активизиро­вались организации «Аль-Гамаа-аль-Исламия» и «Братья-мусульмане» в лице их духовного наставника Мустафы Машхура; службам безопас­ности Египта только к концу 1990-х гг. удалось несколько ограничить их деятельность.

С весны 1992 г. исламские фундаменталисты развернули самую на­стоящую террористическую войну по всему Ближнему Востоку и Се­верной Африке. Особой интенсивности она достигла в последние го­ды в Египте, Палестине, а также в зоне расположения американских войск в Саудовской Аравии.

В 1994 г. президент Египта X. Мубарак обратился к королю Саудов­ской Аравии Фахду с требованием прекратить финансирование радикальных исламских организаций. В ответ саудовцы арестовали в 1995 г. несколько сотен членов организации «Братья-мусульмане», в том чис­ле широко известных воинствующих проповедников шейхов Салма-иа-аль-Авда и Сафара аль-Хавали. Но финансирование радикальных исламистов, хоть и в меньших масштабах, продолжается.

Проблема международного терроризма обсуждалась в марте 1996 г. в Шарм аш-Шейхе на совещании участников ближневосточного уре­гулирования. Но и после этого террористическая война продолжа­лась; боевики-исламисты стали даже чаще прибегать к убийствам иностранных граждан.

Одним из оплотов фундаментализма стал Афганистан под властью талибов; не случайно там обосновался один из исламских теоретиков терроризма Усама бен Ладен. Исламский фундаментализм в Афгани­стане стремился, прежде всего, отстоять свои собственные традиции и сплотить страну воедино. Правда, в результате последних акций ар­мии США режим талибов в Афганистане уничтожен, но резервы у ис­ламистов еще есть. Под угрозой находятся и молодые государства Средней Азии, а также Азербайджан — фундаментализм может рас­пространиться и на эти страны.

Даже в государствах, уже давно ставших на путь модернизации, в Тур­ции и Египте, фундаменталисты имеют солидную социальную базу, что и доказывают их успехи на местных и парламентских выборах. Там также растет неприятие культурных ценностей и моральных принципов Запада.

Для России трудноразрешимой проблемой стала Чечня, значи­тельная часть населения которой поддерживает идеи исламского фун­даментализма ваххабитского толка. Сейчас там воюют боевики-наем­ники из многих мусульманских стран, движимые чувством исламской солидарности.

Для США в частности и для Запада в целом особые проблемы воз­никли в связи с известными событиями 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Несомненно, это связано с проявлением ис­ламского экстремизма в наиболее опасной форме.

Актуальность проблемы исламского фундаментализма подчерки­вает то, что в 2001 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе стал индийский писатель, ныне проживающий в Англии, — B.C. Найпаул. В своих книгах он дает критическую оценку проявлениям исламского фундаментализма в таких неарабских странах, как Индонезия, Иран, Малайзия, Пакистан.

Исламский фундаментализм — это не просто терроризм, а культур­ная революция в современном мире, явление чрезвычайно многогранное и неоднозначное. Относиться к нему следует с особым вниманием. Тем более что ислам исповедует в мире свыше 1 млрд. человек; в 40 странах мусульмане являются большинством населения, еще в 30 — составля­ют значительную его часть.

Zaka-zaka [CPS] RU + CIS

Полезные ссылки:

zaka-zaka

Покупай игры выгодно

РЕКЛАМА, ООО «ГЕЙБСТОР» ИНН: 7842136365

zaochnik

Срочная помощь в написании всех видов работ

РЕКЛАМА, ООО «ЗАОЧНИК.КОМ.» ИНН: 7710949967

skyeng

Лучшие из курсов английского в Skyeng

РЕКЛАМА, ОАНО ДПО «СКАЕНГ» ИНН: 9709022748