«Исламский фундаментализм» в конце XX в
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Фундаментализм — реакция отторжения чуждых идей в традиционных обществах. Она происходит, когда затрагиваются основы цивилизации. Именно тогда раздаются призывы вернуться к истокам, к самобытности, к изначальной чистоте собственных традиций.
В принципе, фундаментализм свойствен не только исламу; в частности, в Индии в последние годы оживились коммуналистские силы, которые добиваются возврата к первоначальным ценностям индуизма. Однако ныне все чаще используют термин «исламский фундаментализм», предрекают даже, что в XXI в. он станет главной проблемой международных отношений.
Исламский фундаментализм связывают не только с террористической деятельностью весьма опасных группировок и организаций. Подразумевается, что сам ислам предполагает насилие и неприятие чуждых идей. Это, конечно же, не так. На протяжении веков в ислам проникали идеи Запада, которые породили соответствующие интеллектуальные движения. Им и пытаются противостоять фундаменталистские контрдвижения, которые нередко скатываются к ксенофобии и насилию. Поэтому главное сопротивление фундаментализм встречает именно в регионе ислама, со стороны слоев, вкусивших от заимствования западных идей.
Активизация «исламистов» произошла в 1970-е гг.
Во-первых, это обусловлено ростом радикальных настроений в арабском мире в связи с палестинской проблемой; с начала 1970-х гг. многие палестинские организации обращаются к террору против израильтян и Запада, начинаются многочисленные угоны самолетов, взятие заложников и т.д.
Во-вторых, в 1970 г. президент Египта А. Садат разрешил «Братьям-мусульманам» возобновить свою деятельность в Египте. Но очень скоро, уже в 1974 г., как только они убедились в намерении Садата заключить мир с Израилем, дело дошло до открытого конфликта с властями Египта, и волны террористических актов захлестнули страну.
В-третьих, в Сирии во второй половине 70-х гг. «Братья-мусульмане» организовали массовое повстанческое движение против президента Асада. Им удалось захватить даже два крупных города — Хама и Халеб. Правительственные войска вынуждены были брать города штурмом, используя авиацию и тяжелое оружие.
Главным, фактором стала революция в Иране, где в 1978—1979 гг. был свергнут режим шаха и установлен теократический режим аятоллы Хомейни. Он и явился рассадником исламского фундаментализма, активно распространяя влияние исламистов по всему миру, призывая свергать повсеместно «незаконные светские режимы».
В 1981 г. задачу создания «исламской республики» в Сирии провозгласил «Исламский фронт». Только в 1982 г. сирийской армии и силам безопасности удалось разгромить отряды боевиков.
Среди шиитов в Ливане была создана на деньги Ирана организация «Хезболла» («Партия аллаха»), которая обратилась к террору против американцев и европейцев. 6 октября 1981 г. исламистами убит президент Египта А. Садат; сменивший его X. Мубарак вынужден прибегнуть к жестким карательным мерам, но полностью устранить террор ему так и не удалось. Об этом свидетельствует, в частности, убийство председателя египетского парламента Рифаата аль-Махгуба и покушения на иностранных граждан в Египте. В 1992 г. активизировались организации «Аль-Гамаа-аль-Исламия» и «Братья-мусульмане» в лице их духовного наставника Мустафы Машхура; службам безопасности Египта только к концу 1990-х гг. удалось несколько ограничить их деятельность.
С весны 1992 г. исламские фундаменталисты развернули самую настоящую террористическую войну по всему Ближнему Востоку и Северной Африке. Особой интенсивности она достигла в последние годы в Египте, Палестине, а также в зоне расположения американских войск в Саудовской Аравии.
В 1994 г. президент Египта X. Мубарак обратился к королю Саудовской Аравии Фахду с требованием прекратить финансирование радикальных исламских организаций. В ответ саудовцы арестовали в 1995 г. несколько сотен членов организации «Братья-мусульмане», в том числе широко известных воинствующих проповедников шейхов Салма-иа-аль-Авда и Сафара аль-Хавали. Но финансирование радикальных исламистов, хоть и в меньших масштабах, продолжается.
Проблема международного терроризма обсуждалась в марте 1996 г. в Шарм аш-Шейхе на совещании участников ближневосточного урегулирования. Но и после этого террористическая война продолжалась; боевики-исламисты стали даже чаще прибегать к убийствам иностранных граждан.
Одним из оплотов фундаментализма стал Афганистан под властью талибов; не случайно там обосновался один из исламских теоретиков терроризма Усама бен Ладен. Исламский фундаментализм в Афганистане стремился, прежде всего, отстоять свои собственные традиции и сплотить страну воедино. Правда, в результате последних акций армии США режим талибов в Афганистане уничтожен, но резервы у исламистов еще есть. Под угрозой находятся и молодые государства Средней Азии, а также Азербайджан — фундаментализм может распространиться и на эти страны.
Даже в государствах, уже давно ставших на путь модернизации, в Турции и Египте, фундаменталисты имеют солидную социальную базу, что и доказывают их успехи на местных и парламентских выборах. Там также растет неприятие культурных ценностей и моральных принципов Запада.
Для России трудноразрешимой проблемой стала Чечня, значительная часть населения которой поддерживает идеи исламского фундаментализма ваххабитского толка. Сейчас там воюют боевики-наемники из многих мусульманских стран, движимые чувством исламской солидарности.
Для США в частности и для Запада в целом особые проблемы возникли в связи с известными событиями 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке и Вашингтоне. Несомненно, это связано с проявлением исламского экстремизма в наиболее опасной форме.
Актуальность проблемы исламского фундаментализма подчеркивает то, что в 2001 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе стал индийский писатель, ныне проживающий в Англии, — B.C. Найпаул. В своих книгах он дает критическую оценку проявлениям исламского фундаментализма в таких неарабских странах, как Индонезия, Иран, Малайзия, Пакистан.
Исламский фундаментализм — это не просто терроризм, а культурная революция в современном мире, явление чрезвычайно многогранное и неоднозначное. Относиться к нему следует с особым вниманием. Тем более что ислам исповедует в мире свыше 1 млрд. человек; в 40 странах мусульмане являются большинством населения, еще в 30 — составляют значительную его часть.