История как наука и ее место в системе гуманитарного знания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Одной из важнейших общественных наук является история.
Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.
Первоначальное
Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз – Клио (произошло от греческого слова «прославляю»). И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.
Однако стало очевидно, что утрата чувства исторического времени, как и преувеличение рациональных возможностей, - это ошибки историков разных поколений древности, которые история, как наука, должна была преодолеть.
Первый человек появился приблизительно 2 млн. лет назад и, следовательно, период с того момента и по сегодняшний день мы можем рассматривать как область изучения исторической науки.
В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории как науки). Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.
Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.
Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек.
В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считался труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе — исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т. д.), а также единичное — деятельность исторических личностей.
Взаимодействует с социологией, юридическими науками, филологией, искусствоведением, литературоведением т.д.
Классификация истории по изучаемым сферам человеческой деятельности: социальная, экономическая, политическая, военная, культурная, история повседневности, история частной жизни;
Классификация по характеристикам участников исторического процесса: гражданская, гендерная, детей ит.д.
Археология – изучение прошлого по материальным остаткам жизнедеятельности людей, вещественным источникам.
Этнология – реконструкция бытовых и культурных особенностей народов и племен, их образа жизни.
Вспомогательные исторический науки:
Хронология (структурирование исторических процессов во времени, определение дат исторических событий и явлений).
Дипломатика (изучение и классификация исторических документов государственного и правового характера).
Палеография (развитие письменности, определение авторства, времени и места создания письменного памятника).
Нумизматика (история денежного обращения, монетной чеканки).
Сфрагистика (печати).
Геральдика (гербы).
Источниковедение. Архивоведение. Музееведение (изучение, классификация, датировка, хранение исторических источников и памятников).
Историография (развитие исторических знаний, анализ концепций, взглядов ученых, закономерности становления исторической науки).
Историческая демография (наука о народонаселении).
Историческая география/психология/медицина.
Философия истории (осмысление исторического процесса и процесса познания, формирование всеохватывающих теорий исторического развития).
Методы:
Математические, статистические, лингвистический анализ, компьютерная обработка информации (базы исторических данных)
историческая/культурная антропология = высшие достижения человеческого духа в науке, искусстве, общественной жизни + наука о происхождении человека и его эволюции как биологического вида = никакие явления соц/полит/матер жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, ментальности, т.е. совокупности определенной общности людей – носителей определенной культуры. Первыми применили подход франц историки М.Блок и Л.Февр.
Сравнительный – сопоставление различных типов исторического развития, цивилизаций и обществ, синхронно существовавших во времени.