1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. ИСТОРИЯ КАК НАУКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

История как наука и ее место в системе гуманитарного знания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

значение слова “история” Историческая наука Предмет изучения Самостоятельные исторические науки Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить
История как наука и ее место в системе гуманитарного знания

Одной из важнейших общественных наук является история.

Интерес к прошлому существует с тех пор, как появился род человеческий. Этот интерес трудно объяснить одной человеческой любознательностью. Дело в том, что сам человек — существо историческое. Он растет, изменяется, развивается с течением времени, является продуктом этого развития.

Первоначальное значение слова “история” восходит к древнегреческому термину, означавшему “расследование”, “узнавание”, “установление”. История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов. В римской историографии (Историография — отрасль исторической науки, изучающая ее историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого.

Долгое время история рассматривалась не как наука, а относилась к литературе и искусству. Не случайно в греческой мифологии покровительницей истории считалась одна из муз – Клио (произошло от греческого слова «прославляю»). И действительно, первые летописи, хроники, биографии посвящались, в основном, прославлению правителей.

Однако стало очевидно, что утрата чувства исторического времени, как и преувеличение рациональных возможностей, - это ошибки историков разных поколений древности, которые история, как наука, должна была преодолеть.

Первый человек появился приблизительно 2 млн. лет назад и, следовательно, период с того момента и по сегодняшний день мы можем рассматривать как область изучения исторической науки.

В современной мировой исторической литературе встречаются самые разнообразные определения предмета истории, вплоть до диаметрально противоположных (насчитывают до 30 дефиниций предмета истории как науки). Определение предмета истории связано с мировоззрением историка, его философскими взглядами.

Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает конкретные, ограниченные определенными пространственно-временными рамками закономерности общественного развития, связанные с деятельностью людей.

Господствующим в западной науке убеждением является то, что главным объектом изучения в истории является человек.

В марксистской историко-материалистической концепции конечной причиной и решающей движущей силой всех важнейших исторических событий, процессов считался труд, производство, способ производства. Наряду с этим признается и особенное в историческом процессе — исторические условия (классовая борьба, взаимоотношения с другими странами, географические и другие особенности и т. д.), а также единичное — деятельность исторических личностей.

Историческая наука стремится к достижению объективного знания о прошлом, но достижение истины в истории – это процесс постоянного приближения к реальности. Однако полное совпадение исторической реальности и нашего знания о ней недостаточно.

Взаимодействует с социологией, юридическими науками, филологией, искусствоведением, литературоведением т.д.

Предмет изучения: всемирно-исторический процесс в целом (всемирная история), регионоведение (континентов, регионов мира), страноведение (стран, народов).

Классификация истории по изучаемым сферам человеческой деятельности: социальная, экономическая, политическая, военная, культурная, история повседневности, история частной жизни;

Классификация по характеристикам участников исторического процесса: гражданская, гендерная, детей ит.д.

Самостоятельные исторические науки:

  • Археология – изучение прошлого по материальным остаткам жизнедеятельности людей, вещественным источникам.

  • Этнология – реконструкция бытовых и культурных особенностей народов и племен, их образа жизни.

  • Вспомогательные исторический науки:

  • Хронология (структурирование исторических процессов во времени, определение дат исторических событий и явлений).

  • Дипломатика (изучение и классификация исторических документов государственного и правового характера).

  • Палеография (развитие письменности, определение авторства, времени и места создания письменного памятника).

  • Нумизматика (история денежного обращения, монетной чеканки).

  • Сфрагистика (печати).

  • Геральдика (гербы).

  • Источниковедение. Архивоведение. Музееведение (изучение, классификация, датировка, хранение исторических источников и памятников).

  • Историография (развитие исторических знаний, анализ концепций, взглядов ученых, закономерности становления исторической науки).

  • Историческая демография (наука о народонаселении).

  • Историческая география/психология/медицина.

  • Философия истории (осмысление исторического процесса и процесса познания, формирование всеохватывающих теорий исторического развития).

Методы:

Математические, статистические, лингвистический анализ, компьютерная обработка информации (базы исторических данных)

историческая/культурная антропология = высшие достижения человеческого духа в науке, искусстве, общественной жизни + наука о происхождении человека и его эволюции как биологического вида = никакие явления соц/полит/матер жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, ментальности, т.е. совокупности определенной общности людей – носителей определенной культуры. Первыми применили подход франц историки М.Блок и Л.Февр.

Сравнительный – сопоставление различных типов исторического развития, цивилизаций и обществ, синхронно существовавших во времени.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка