... > Всемирная история > Культура Древней Месопотамии

Культура Древней Месопотамии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Культура Шумера и Аккада письменность тип культовой постройки шумерская литература
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Культура Шумера и Аккада. Самая ранняя шумерская культура существовала с 3000 до 2400 года до н. э в Южном Двуречье. В 2400 г. до н.э. Правитель Аккада Саргон Древний завоевал Шумер. Аккадский язык вытеснил шумерский и стал главным на всей территории Месопотамии. Впервые в мировой истории Саргоном Древним было создано постоянное войско численностью 5400 человек. Шумеро-Аккадская цивилизация была союзом городов-государств. Существовало несколько десятков небольших городов-государств с населением 40—50 тыс.человек каждый (Ур, Урук, Лагаш, Ларса и др.). Они поочередно играли ведущую роль в объединении страны. В Двуречьи не было сколько-нибудь значительного фактора (природного, экономического или религиозного), который мог бы стать основой государственного объединения. Принципы же построения государственности были такими же, как и в Древнем Египте.

Уже в шумерский период было известно деление круга на 360 градусов, часа — на 60 минут, а минуты — на 60 секунд. Начало счета времени было положено наблюдениями земледельцев за движением Солнца, Луны и различных планет.

Главным достижением шумеро-аккадской культуры является письменность. Усовершенствованная во II тыс. до н.э. финикийцами, она составила основу почти всех современных алфавитов.

Первоначально шумеры не знали жречества как сословия. Система религиозно-мифологических представлений в культуре Шумера отчасти перекликается с египетской. Например, в ней присутствовал миф об умирающем и воскресающем боге, каковым выступал бог Думузи. Правитель города-государства объявлялся потомком бога и воспринимался в качестве земного бога. В то же время между шумерской и египетской системами имелись и заметные различия. Так, у шумеров заупокойный культ, вера в загробный мир не приобрели большого значения. Жрецы у шумеров не стали особым слоем, игравшим огромную роль в общественной жизни. Шумерская система религиозных верований менее сложна. Как правило, каждый город-государство имел своего бога-покровителя. Вместе с тем были боги, которые почитались во всей Месопотамии. Таковыми выступали бог неба Ан, бог земли Энлиль и бог воды Энки. Большое значение в шумерской религии имела богиня-мать, покровительница земледелия, плодородия и деторождения. Таких богинь существовало несколько, одной из них была богиня Инанна, покровительница города Урука. Некоторые мифы шумеров — о сотворении мира, о всемирном потопе — оказали сильное влияние на мифологию других народов, включая христианскую. Огромную роль в верованиях древних обитателей Двуречья играли культ воды и культ небесных светил.

В Шумере сложился своеобразный тип культовой постройки — зиккурат, который представлял собой ступенчатую, прямоугольную башню. Скульптура в Шумере получила меньшее развитие, чем архитектура. Она имела культовый характер: человек изображался условно, схематически и абстрактно, без соблюдения пропорций и без портретного сходства. В аккадский период скульптура становится более реалистической и индивидуализированной.

Высокого уровня достигла шумерская литература, основным жанром которой служили фольклорные произведения, прежде всего легенды и мифы. Это были произведения героического характера, вобравшие в себя знания об истории народа, окружающем мире и подвигах великих предков.

В клинописном наследии выделяются тексты различных жанров: произведения мифологического содержания, повествующие o делах богов, в том числе об их борьбе c чудовищами хаоса и нисхождении в преисподнюю; эпические легенды o героях и царях; плачи o великих исторических катастрофах; надписи царей, прославляющие их деяния; хроники и царские списки, научны тексты; тексты ритуального содержания; философские произведения – литература мудрости, говорящая o судьбе и выборе человека в мире; поучения царю; сказки, басни, пословицы, поговорки.

Культура Месопотамии сконцентрировала в себе культуры различных этносов, составлявших ее население. Ее достижения и ценности легли в основу многих культур более поздних периодов: греческой, арабской, индийской, а позже и культуры Византии.