Культура эллинизма

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Птолемея Колосс Родосский
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Во всех завоеванных странах распространялась (эллинизм), которая сама выбирала некоторые черты других национальных культур, соответствующие духу социальных изменений в Греции. Теперь снова идеалом служила не гражданская норма и отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность. Уже в конце IV в, до н.э. афиняне обожествляли в прямом смысле своих царей-благодетелей, возводя им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь.

Происходит дальнейшее разделение искусства на жанры. Выделяется декоративно-парадный жанр - многофигурные пышные рельефы и композиции колоссальных масштабов. Иногда, когда событие имело исключительное общественное значение, художественное воображение создавало шедевры экспрессивно-героического плана. Такова "Ника Самофракийская" - статуя богини-победительницы, воздвигнутая в честь разгрома флота Птолемея (30 в. до н. э.). В ней сумели передать индивидуальное, характерное в человеке и одновременно подчеркнуть самостоятельное выразительное значение скульптурной формы.

Именно приемы, создающие иллюзию движения в неподвижных фигурах, блестяще реализованы в статуях Афродиты Милосской (Агесандр, III—II вв. до н. э.) и Аполлона Бельведерского (Леохар, 340 г. до н. э.). Скульптура постепенно отходит от монументализма, становится по-своему более интимной, создаются образы очаровательных пухлых младенцев, развивается мелкая пластика.

Шедевром античной скульптуры является фриз храма-алтаря Зевса в Пергаме (180 г. до н. э.). Горельеф длиной в 120 м, изображающий битву богов-олимпийцев с гигантами, плотно заполнен борющимися фигурами. При этом вместо ужаса битвы фриз передает жизнеутверждающее настроение, вызывает ощущение гимна. В известном смысле он предвещает искусство барокко.

Лучшие традиции Родосской школы воплощены в скульптурной группе "Лаокоон" мастеров Агесандра, Атенодора и Полидора (около 50 г. до н. э.). Лаокоона, предупредившего троянцев о коварстве греков, и двух его сыновей душат две гигантские змеи.

Но авторы продолжили опыты с перспективой. При приближении к скульптуре перспектива пространственная исчезает, но начинает играть свою роль перспектива смысловая. Фигуры сыновей нарочито уменьшены по сравнению с центральной - Лаокооном. Две змеи, обвившие тела трех героев - не только персонажи сюжета, их роль в композиции велика: они превращают группу в единое целое.

Замкнутость полиса-государства в эпоху эллинизма сменилась открытостью города, принадлежащего обширной империи. Центром его становится не храм, а административные здания и торговые портики, окружавшие агору вдоль широких, пересекающихся под прямым углом улиц стояли многоэтажные доходные дома с окнами на улицу, дома богачей с колоннадами, дома без окон с внутренним двориком. Город меньше связан старыми градостроительными традициями, он больше подчинен рельефу местности, естественные склоны стали использоваться для сооружения террас — можно говорить уже о появлении городского пейзажа.

Большое распространение получили круглые храмы, появились открытые алтари. В качестве строительных материалов широко использовался камень и сырцовый кирпич.

Наиболее крупными и технически совершенными были общественные здания и сооружения: храмы, гимнасии, булевтерии (здания городских советов), театры, стадионы, ипподромы, портовые сооружения. К последним относился Александрийский маяк - также причисленный к семи чудесам света. Маяк был сооружен в 280 г. до н.э. на острове Фарос в устье Нила и в высоту достигал предположительно 135 м. На его вершине была установлена бронзовая статуя Посейдона высотой около 7 м. Под куполом маяка горел костер, дрова для которого поднимали по винтовому пандусу на ослах. Маяк, известный нам по описанию арабов, представлял собой трехступенчатую башню. Он служил также наблюдательным пунктом, метеорологической станцией и крепостью с гарнизоном. Александрийский маяк в перестроенном виде просуществовал до XIV в., затем был разрушен.

Свидетельством технических достижений древних греков было еще одно из семи чудес света Колосс Родосский, статуя бога Гелиоса, представлявшая собой позолоченную бронзовую на железном каркасе фигуру высотой 32 м. Колосс был сооружен в начале III в. до н.э. при входе в гавань города Родос. Всех, видевших статую, поражали не ее художественные достоинства, а инженерное мастерство его создателя - Хареса из Линдоса.

Эллинизм был эпохой расцвета городов, наиболее грандиозные центры эллинистической культуры — Александрия, Антиохия, Пергам. В Александрии существовала богатейшая в мире библиотека, был открыт Мусейон (дом Муз) — научное учреждение, ставшее прообразом будущих академий наук. Здесь трудились выдающиеся ученые, философы, поэты, в том числе Евклид — создатель геометрии; Эратосфен — великий математик и географ, разработавший также научную хронологию истории.

В эпоху эллинизма были созданы такие скульптурные шедевры мирового значения, как Венера Милосская, Ника Самофракийская, Лаокоон и его сыновья.