1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. КУЛЬТУРА РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ И РАННЕЙ ИМПЕРИИ

Культура Рима в период Республики и Ранней империи

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Драматургия Поэзия и риторика Цицерон Вергилий Гораций Овидий Строительство эпохи Августа
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

В эпоху Поздней республики (II-I вв. до Р.Х.) началась романизация провинций, а также эллинизация самого Рима и всего римского общества, поскольку после подчинения Греции в середине II в. в Рим начался приток «сливок» греческого общества: художников, философов, учителей и риторов.

Необузданное стремление к роскоши во все времена приводило людей к огромным долгам и порче нравов. Идеал неприхотливой простой жизни постепенно приходил в забвение. Процветало воровство, взяточничество и злоупотребление властью. Безземельные граждане в Риме требовали «хлеба и зрелищ». С начала II в. до Р.Х. в обычай входят звериные травли. Ради остроты зрелища зверей стравливали между собой, заставляли драться с людьми. Необычайное развитие получают в Риме гладиаторские бои.

Драматургия. Римляне осознали, что греческая литература неизмеримо выше их собственной и превзойти ее достаточно сложно, поэтому выдвинулись авторы, которые переделывали греческие произведения на римский манер, чем, в частности, характеризовалось творчество комедиографов Плавта и Теренция.

Поэзия и риторика. В период поздней республики появился такой крупный поэт, как Лукреций (98–54), создавший эпохальное произведение «О природе вещей», в котором изложил материалистическое учение Эпикура о мире, состоящем из атомов. С этих позиций поэт описывал историю человечества, культуры и религии. Своеобразие трактата состояло в сочетании и слиянии научных и художественных принципов.

Цезарь с 45 г. до Р. Х. ввел солнечный календарь, уже существовавший в Египте, и ликвидировал разницу между астрономическим и римским календарями (67 дней). Новый календарь стал называться юлианским.

В эпоху поздней республики родился популярный позднее жанр сатиры, представлявшей собой соединение смешного и серьезного начал в одном произведении, переплетение стихов и прозы, высокого и низкого стилей. Авторы активно привлекали народные басни, анекдоты, притчи и т. д. Первые произведения такого рода стали писать Энний и Луцилий (II в. до Р. Х.).

В позднюю республику совершенствовалась риторика, наука о законах красноречия, чему способствовали и многочисленные политические столкновения, приводившие к судебным процессам. В риторике выделились два направления: аттицизм и азианизм.

Первое течение возникло из ориентации на аттическую литературную традицию, разработанную Дионисием Галикарнасским, выражавшим мысли в четкой, краткой и ясной форме. Наиболее ярким представителем аттического направления в латинской литературе был Юлий Цезарь, занимавшийся, помимо политики, литературными опытами, которые свелись к описанию многочисленных войн. Хрестоматийную известность получили «Записки о галльской войне».

Цицерон (106–43) – одна из гениальных личностей древности, замечательный оратор, создавший множество трактатов, посвященных мастерству устной речи, философии, религии и истории. Ему принадлежало крылатое выражение «История – учительница жизни». Он оставил большое количество писем с красочными описаниями Рима поздней республики. Цицерона нельзя ограничить рамками одного стиля или направления в литературе, поскольку его творчество было многогранным и уникальным.

Литература эпохи Августа (правление 27-14 гг.). (Ранняя Римская империя) Стараниями Августа его время явилось эпохой расцвета культуры, в первую очередь литературы, вершину которой составило творчество поэтов Вергилия, Горация и Овидия.

Вергилий (70–19 гг. до Р. Х.) увлекался любовной поэзией, по духу был близок эпикурейцам. Наиболее крупными произведения – «Буколики», «Георгики» и «Энеида».

Пиком творчества Вергилия явилась «Энеида», эпопея об основании Рима беглецом из Трои Энеем. Значение «Энеиды» состояло в том, что поэт первым среди римлян попытался стать достойным соперником Гомера, создав глобальное эпическое произведение, отразившее дух и историю рождения римского народа.

Гораций (65–8 гг. до Р. Х.) не написал крупных произведений, сопоставимых с трудами Горация. В «Одах», являвшихся небольшими лирическими произведениями, Гораций взял за образец греческую лирику периода архаики (Алкей, Сапфо, Анакреонт) и перенес ее стихотворные размеры в латинский язык. Гораций выдвинул требование умеренности в жизни – «золотой середины», – поэтому яркие подвиги поэта не привлекали.

Третья личность – Овидий (ок. 43 г. до Р. Х. – 18 г. н. э.), родился в состоятельной семье и никогда не нуждался, в отличие от Горация и Вергилия. Наибольшую известность Овидию принесли «Любовные элегии», выражавшие не столько искреннее чувство, сколько блестящую словесную разработку традиционных сюжетов. В элегиях содержится обращение не к конкретной женщине, как у Катулла, а к некоему идеализированному женскому образу. Позднее они легли в основу жанра любовного послания.

В эпоху Августа творил один из известных историков античности Тит Ливий. Он не был столь блестящим исследователем, как Геродот или Фукидид, и по сути являлся кабинетным ученым, описывавшим события, участником которых не являлся. Язык Ливия признан вершиной латинской прозы, «молочной» латынью, которую в I в. н. э. сменит «серебряная» Корнелия Тацита. Стиль Ливия был очень популярен в эпоху Средних веков и Возрождения.

Строительство эпохи Августа. При Августе развернулось крупное строительство в Риме, который ранее представлял собой город с узкими улочками, тесными площадями, домами в несколько этажей, плотно заселенными бедняками. Август превратил Рим в просторный мраморный город, но практически ничто из построенного им не сохранилось. Самый крупный храм Пантеон (храм всех богов) был первым большим зданием типа ротонды с купольным перекрытием, в котором находился световой колодец.