Наука и образование раннего итальянского Возрождения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Церковных школ в итальянских городах почти не осталось. Светские школы быстрее ориентировались в потребностях городов. Светские школы поначалу были частными, поэтому платными. Но постепенно формировалась система коммунального образования, когда учебу полностью или частично оплачивали городские коммуны. Учителям предоставлялись льготы. В этом – заинтересованность горожан в обучении детей.
Учиться начинали с 4-5 лет. В начальной школе учились 2-4 года, затем переходили в грамматическую школу. В начальной школе учили сначала читать по слогам, затем изучали чтение Псалтири. В грамматических школах изучали многих авторов, в основном церковных, арифметику, геометрию.
Распространялись школы абака (счета). В них велись занятия на итальянском языке, изучали практическую арифметику с примерами из торговли. Были в североитальянских городах и другие новые школы. В них изучали новое деловое письмо, юридические знания. Но методы обучения оставались старыми: принуждение, телесные наказания, зубрежка
В XIV - XV вв. купцы все чаще требовали готовить инициативных, физически крепких, более культурных молодых людей. Такая подготовка была возможна лишь вне рамок традиционных школ. Нередко за счет коммуны приглашали более квалифицированных преподавателей, обращались к античному наследию, к раннехристианским текстам, к Библии (для изучения морали). Так постепенно подходили к гуманистическому образованию. Схоластика в новой школе отвергалась. На первое место выходил человек с его интересами. Цель обучения - готовить к практической жизни. Знания должны восприниматься осознано. Главные дисциплины этика, поэзия, история, риторика, а грамматика и диалектика - предметы начальной школы.
В XV в. появились учителя-гуманисты. В школах стремились прививать добродетельное поведение, давать разносторонние знания, стремились ликвидировать социальные ограничения. При определении предметов обучения стали следить и за способностями, ориентировали детей на разнообразную деятельность в будущем. Характерно, что в пополанских семьях старались обучать каждого из детей (а семьи были многодетными) разному делу, что укрепляло в будущем экономическое положение семьи, делало его более устойчивым. В число учебных дисциплин стали включать библиографические знания, политические, специальные математические. Особенностью новой школы стало обучение добровольное и сознательное, без принуждения. В школах, для стимулирования обучения, вводился дух соревнования. Религиозное образование у гуманистов ограничивалось запретом богохульства, воспитанием почитания религии как нравственной обязанности, но без аскетизма. Наоборот, воспитывалось собственное достоинство, ориентация на самостоятельный выбор пути. Физические упражнения использовались как отдых от умственных занятий. Но стремились соизмерять физические упражнения с возрастными возможностями, чтобы не было ущерба общему развитию.
В качестве примера гуманистического обучения можно привести «Школу Радости», созданную в XV в. Витторио да Фельтро в Мантуе. Он исходил из того, что не все одинаково подготовлены от природы к достижению высшей образованности и нравственности. Человек от природы, писал педагог, склонен к чему-либо определенному. Найти предназначение - значит достичь гармонии в своей жизни. Поэтому требовался индивидуальный подход. Главным критерием отбора в школу да Фельтро было наличие природных дарований и желание учиться. Иных создатель школы не брал, отказываясь даже от крупных гонораров. Но и из школы также могли отправить домой. В «Школе Радости» были дети из Франции, Германии, Греции. Обычно содержалось до 70 детей. Нередко бедных учили бесплатно, но содержали в равных условиях с остальными. Возраст учащихся - от 7 до 23 лет. Воспитание и обучение не разделялись. Знания рассматривались как важный элемент воспитания. С выявлением наклонностей предоставлялась свобода в выборе предметов. В основном изучались 7 свободных искусств. Но ведущими были гуманитарные предметы. Источники - греческая и латинская литература. Большое внимание уделялось риторике. История рассматривалась как источник по нравственному воспитанию: изучались биографии исторических личностей. Включались в обучение и игровые моменты. Из астрономии была выброшена астрология. Занятия начинались рано и длились по 7-8 часов. Наиболее одаренным уделялось особое внимание. Было и религиозное воспитание. Учителя подбирались не только по знаниям, но и в качестве образцов нравственного поведения. Поощрялись переходы от одного педагога к другому. Это - новый тип школ - colegio.