1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. НАУКА В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

Наука в Западной и Центральной Европе

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

соединения науки с техникой схоластика реализм и номинализм мистика
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Средневековая наука была ограничена областью абстракций, была наукой лишь о наиболее общих явлениях, то есть философией. А учитывая цель познания, философия эта была богослов­ской. Отсюда известное выражение, что тогдашняя наука - служанка богословия. Иными словами, средневековую науку организовала церковь, уче­ный был клириком, чаще - монахом. Наука, будучи книжным делом, опи­равшаяся исключительно на абстрактное мышление, прямо не отклика­лась на технические проблемы и не влияла на их развитие. Ибо задача науки - наблюдать мир, не вмешиваться в ход событий и не руковод­ствоваться практической пользой. Лишь в XVI -XVII вв. горожане осоз­нали необходимость соединения науки с техникой, что привело букваль­но к взрыву научно-технической активности и, в результате - к промышленной революции.

Но развитие светского образования в развитом средневековье раз­двинуло рамки образованности и переместило большинство книжников в университеты, хотя до поры практически не изменило направленность научных поисков: и в университетах преобладала богословская темати­ка. Однако, в отличие от ученого монаха, университетский интеллектуал был и педагогом. Отсюда в университетах возникло стремление не только познавать высшую премудрость, но и разъяснять ее. Так возник интерес к методике познания. Такая наука, сформировав­шаяся в университетах, получила название схолас­тика.

Базируясь на богословском постулате о неизменности Божьего мира, схоластика изучала не конкретные явления, а мнения, брала готовые понятия из высказываний авторитетов. Авторитетами для схоластов были некоторые античные авторы и, естественно, отцы церкви. В области общих понятий авторитетом был Аристотель. Используя «Логику» Аристотеля, схоласты достигли высокого искусства в логических упражнениях. Они развили умение делать силлогизмы (умозаключение) и с помощью их приводить очень тонкие доказательства. Но если у ученых-схоластов были важные находки и мысли, то школьная схоластика превратилась в зубрежку готовых ответов. Средневековые схоластические представления об истине исходили из убеждения в несомненной правоте канонизированных текстов некоторых античных и всех церковных авторов.

«Отцом схоластики» считался Боэций. Главную цель своей жизни Боэций видел в том, чтобы сделать дос­тупным и варварскому миру достижения античной культуры. Он создал философский язык средневековья: дал латинские эквиваленты многим средневековым понятиям, выработал терминологию. Его называли «ла­тинским Аристотелем». Ему, в первую очередь, принадлежит заслуга сохранения богатейшего античного наследия: музыки Пифагора, астро­номии Птолемея, геометрии Евклида, механики Архимеда.

В целом, в схоластике сложилось два основных направления: реализм и номинализм. Они возникли из спора об универсалиях - понятиях. Реалисты считали, что общие понятия, например: род, вид идея, система, жизнь, народ и т.п. реально и объективно существуют сами по себе и предшествовали появлению конкретных вещей. Реали­сты были убеждены, что понятие разума существует в самом бытии, в вещах. Но если понятия существовали раньше вещей, то реалисты ло­гически приходили к выводам древнегреческого философа Платона, ут­верждавшего наличие потустороннего мира. Такие рассуждения приво­дили к мысли о божественном начале, что вполне согласовывалось с господствовавшей религиозной картиной мира. Виднейшим представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

Номиналисты утверждали, что реально существуют только вещи с их индивидуальными качествами, а общие понятия создаются благодаря вещам, которые отображаются в нашем сознании посредством мышления. Номиналисты заявляли, что вещи существуют раньше общих понятий, что общие понятия порождаются вещами: они как бы только имена вещей или свойств. Активными сторонниками номинализма были Пьер Абельяр, Роджер Бэкон.

Помимо схоластики, существовало еще одно философское направ­ление-мистика. Ее сторонники отвергали опыт, практику. Они считали, что религиозные положения усваиваются исключительно путем «созер­цания», то есть молитв. И нет надобности прибегать к каким-либо по­средникам и дополнительным доказательствам. Учитель - только Бог. Близкие к ним каббалисты говорили, что определить Бога - значит убить его. Поэтому мистики были противниками схоластики как таковой. Но они также выступали против роскоши церкви и ее сложной иерархичес­кой организации. По сути, мистики исходили из того, что наука служит только господам, а низам может помочь только чудо. Поэтому они отвер­гали науку как ненужную простым людям. Видным представителем мистиков был монах Бер­нард Клервосский - аскет, требовавший ликвидации цер­ковной роскоши.