1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. ОБРАЗОВАНИЕ В ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ

Образование в Западной и Центральной Европе

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Болонски Парижский университет Сорбонна Робер де Сорбонн Людовика IX средневекового студенчества
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Первым университетом в сред­невековой Европе считается Болонский. Он возник еще в XI в. из Болонской школы, в которой преподавал известный тогда в Европе знаток римского права Ирнерий. Он основал первую школу права и брал плату за лекции. На его лекции приезжали учащиеся из многих стран Европы, и постепенно школа превратилась в университет. Первоначально, как будто, слушатели собирались то в одном доме, то в другом и оплачива­ли лекции приглашенных ими ученых. Первые сведения об этом отно­сятся к 1088 г., с чего и начинается история университета. В 1130 г. там впервые вводится степень доктора права. К началу XII в. число учащихся - студентов - из разных мест Европы растет. Коммуна Болоньи заботится, чтобы преподаватели и сту­денты не уходили из города. Преподаватели, в большинстве своем жи­тели Болоньи, приносят клятву не покидать город со своими школами. Вскоре студенты для организации взаимопомощи и защиты от притес­нений местных властей и горожан объединились в «университеты» с выбираемым из своей среды ректором. С помощью папы был достигнут компромисс: город признал независимость универ­ситетов и студенты переходили под юрисдикцию своих ректоров. Также студенты брали под свой контроль организацию занятий, нанимали пре­подавателей, заключали с ними ежегодные контракты, оговаривали го­норары, устанавливали порядок чтения отдельных книг из Кодекса Юс­тиниана и канонического права. Доктора затем объединились в свои коллегии.

Почти одновременно с Болонским возник и Парижский университет, но он стал первым, чье внутреннее самоуправление было признано и утверждено королем. Соответствующую хартию в 1200 г., после слияния парижских кафедральных школ при Нотр Дам, подписал Филипп II Ав­густ. К этому времени Париж уже сформировался как один из центров учения, где собиралась масса чужеземцев, а школяры-клирики бродили из школы в школу. Разные школы были разбросаны по всему городу, и их конкуренция доходила до драк между школярами. Но все они друг друга знали, под­держивали тесные связи. Согласно уставам начала XIII в., каждый сту­дент должен был иметь учителя (для иностранца он был одновременно покровителем). Учителя и школяры считались одной семьей.

Между магистрами (мастерами) и школярами резкой грани не было. При изучении новой науки магистр мог стать школяром, сохраняя и за собой учеников. Книг было мало и покупка даже одной - событие для всей школы. Вот из таких школ и в таких условиях был создан Парижский университет. В отличие от Болоньи, здесь универси­тет объединял магистров и стал их корпорацией, то есть федерацией всех школ под управлением магистров с едиными правилами обучения и организации экзаменов. Из магистров выбирали ректоров. Парижские студенты не могли участвовать в обсуждении внутрен­них дел и голосовать, в отличие от Болонского университета, который создавался из светских частных школ и потому был более демократич­ным, а студенты в нем - главными. В Париже был принят аристократи­ческий устав. Ректоров первоначально выбирали на 1 месяц, позже - на 3 месяца.

В 1258 г. духовник короля Людовика IX Робер де Сорбонн основал при университете общежитие для пренподавателей и неимущих студентов, изучавших богословие. Это общежитие, а затем, уже с XVII в., и весь парижский университет стали называть Сорбонна.

Все преподаватели в Парижском университете были объединены в факультеты. Там сложилось 4 факультета: младший (артистический) и 3 старших (богословский, юридический и медицинский). На артисти­ческом факультете изучались 7 свободных искусств. На него принима­ли с 9 лет. По окончании этого, по сути подготовительного факультета, заменявшего обычные школы, студентов принимали на старшие факуль­теты, из которых наиболее значимым был богословский. Женщин в уни­верситет не брали. Преподавателями, по лат. - профессорами - могли быть лишь лица, имевшие ученые степени: бакалавра, магистра, доктора. Бакалаврами были окончившие младший факультет, считавшиеся помощниками, «под­мастерьями» магистра (мастера). Магистры и доктора имели право самостоятельно читать академические лекции. Но реально преподавали бакалавры, ибо доктора читали одну лекцию в 2-3 недели и руководили диспутами. Преподаватели факультетов избирали себе деканов обычно на 1-2 года. Поскольку ректоров в Сорбонне избирал обычно самый многочисленный артистический факультет и на короткое время, де­каны были выше ректоров по рангу. Реально власть в Парижском универ­ситете была у наиболее многочисленных из преподавателей - магистров.

По примеру Сорбонны начали распространяться университеты в Западной Европе, в Центральной они появились позже.

Система занятий сводилась к диспутам и лекциям. Были и практические занятия. Медики практиковались в аптеках, теологи давали пробные проповеди. Обучение было крайне трудным. Нужно было в совершенстве владеть латынью, на которой велось обучение, обладать хорошей памятью. Экзамены были устными и публичными. В день сдачи экзамена постились.

Особенностью средневекового студенчества была совместная учеба различных сословий.