Образование в Западной и Центральной Европе
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Первым университетом в средневековой Европе считается Болонский. Он возник еще в XI в. из Болонской школы, в которой преподавал известный тогда в Европе знаток римского права Ирнерий. Он основал первую школу права и брал плату за лекции. На его лекции приезжали учащиеся из многих стран Европы, и постепенно школа превратилась в университет. Первоначально, как будто, слушатели собирались то в одном доме, то в другом и оплачивали лекции приглашенных ими ученых. Первые сведения об этом относятся к 1088 г., с чего и начинается история университета. В 1130 г. там впервые вводится степень доктора права. К началу XII в. число учащихся - студентов - из разных мест Европы растет. Коммуна Болоньи заботится, чтобы преподаватели и студенты не уходили из города. Преподаватели, в большинстве своем жители Болоньи, приносят клятву не покидать город со своими школами. Вскоре студенты для организации взаимопомощи и защиты от притеснений местных властей и горожан объединились в «университеты» с выбираемым из своей среды ректором. С помощью папы был достигнут компромисс: город признал независимость университетов и студенты переходили под юрисдикцию своих ректоров. Также студенты брали под свой контроль организацию занятий, нанимали преподавателей, заключали с ними ежегодные контракты, оговаривали гонорары, устанавливали порядок чтения отдельных книг из Кодекса Юстиниана и канонического права. Доктора затем объединились в свои коллегии.
Почти одновременно с Болонским возник и Парижский университет, но он стал первым, чье внутреннее самоуправление было признано и утверждено королем. Соответствующую хартию в 1200 г., после слияния парижских кафедральных школ при Нотр Дам, подписал Филипп II Август. К этому времени Париж уже сформировался как один из центров учения, где собиралась масса чужеземцев, а школяры-клирики бродили из школы в школу. Разные школы были разбросаны по всему городу, и их конкуренция доходила до драк между школярами. Но все они друг друга знали, поддерживали тесные связи. Согласно уставам начала XIII в., каждый студент должен был иметь учителя (для иностранца он был одновременно покровителем). Учителя и школяры считались одной семьей.
Между магистрами (мастерами) и школярами резкой грани не было. При изучении новой науки магистр мог стать школяром, сохраняя и за собой учеников. Книг было мало и покупка даже одной - событие для всей школы. Вот из таких школ и в таких условиях был создан Парижский университет. В отличие от Болоньи, здесь университет объединял магистров и стал их корпорацией, то есть федерацией всех школ под управлением магистров с едиными правилами обучения и организации экзаменов. Из магистров выбирали ректоров. Парижские студенты не могли участвовать в обсуждении внутренних дел и голосовать, в отличие от Болонского университета, который создавался из светских частных школ и потому был более демократичным, а студенты в нем - главными. В Париже был принят аристократический устав. Ректоров первоначально выбирали на 1 месяц, позже - на 3 месяца.
В 1258 г. духовник короля Людовика IX Робер де Сорбонн основал при университете общежитие для пренподавателей и неимущих студентов, изучавших богословие. Это общежитие, а затем, уже с XVII в., и весь парижский университет стали называть Сорбонна.
Все преподаватели в Парижском университете были объединены в факультеты. Там сложилось 4 факультета: младший (артистический) и 3 старших (богословский, юридический и медицинский). На артистическом факультете изучались 7 свободных искусств. На него принимали с 9 лет. По окончании этого, по сути подготовительного факультета, заменявшего обычные школы, студентов принимали на старшие факультеты, из которых наиболее значимым был богословский. Женщин в университет не брали. Преподавателями, по лат. - профессорами - могли быть лишь лица, имевшие ученые степени: бакалавра, магистра, доктора. Бакалаврами были окончившие младший факультет, считавшиеся помощниками, «подмастерьями» магистра (мастера). Магистры и доктора имели право самостоятельно читать академические лекции. Но реально преподавали бакалавры, ибо доктора читали одну лекцию в 2-3 недели и руководили диспутами. Преподаватели факультетов избирали себе деканов обычно на 1-2 года. Поскольку ректоров в Сорбонне избирал обычно самый многочисленный артистический факультет и на короткое время, деканы были выше ректоров по рангу. Реально власть в Парижском университете была у наиболее многочисленных из преподавателей - магистров.
По примеру Сорбонны начали распространяться университеты в Западной Европе, в Центральной они появились позже.
Система занятий сводилась к диспутам и лекциям. Были и практические занятия. Медики практиковались в аптеках, теологи давали пробные проповеди. Обучение было крайне трудным. Нужно было в совершенстве владеть латынью, на которой велось обучение, обладать хорошей памятью. Экзамены были устными и публичными. В день сдачи экзамена постились.
Особенностью средневекового студенчества была совместная учеба различных сословий.