Особенности политики метрополий в Африке после Первой мировой войны
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Первая мировая война повысила заинтересованность метрополий в своих африканских колониях. Начали интенсивно эксплуатироваться природные ресурсы, кое-где даже развивался производственный потенциал. Сотни тысяч африканских солдат приняли участие в боевых действиях на фронтах (только Франция мобилизовала свыше 250 тыс. солдат в своих колониях).
Это имело важные последствия для активизации местной африканской элиты: повсюду возникают разного рода «землячества», этнические ассоциации, культурно-просветительские общества и прочие центры националистической направленности. Африканская интеллигенция группируется вокруг редакций газет, издательств, выборных городских муниципалитетов.
В 1920-е гг. появляются первые в Африке политические партии: в 1920 г. — Африканский национальный конгресс (ЮАС), в том же году — Национальный конгресс Британской Западной Африки, в английских колониях Восточной Африки создаются «ассоциации благосостояния», Ассоциация африканцев Танганьики и т. д. Эти партии стремились смягчить колониальный режим, ослабить налоговое бремя, создать африканцам более благоприятные условия для получения образования и профессиональной карьеры. Этому же содействуют первые африканские профсоюзы.
Важную роль сыграли и так называемые Панафриканские конгрессы. Еще в 1900 г. в Лондоне состоялась 1-я Панафриканская конференция, а в 1919 г., в период работы Парижской мирной конференции, состоялся 1-й Учредительный конгресс Панафриканского движения. Впервые были выдвинуты не только конкретные требования (отменить телесные наказания, расовую дискриминацию местного населения, использование принудительного труда в колониях), но и ставилась стратегическая задача: привлекать африканцев к управлению делами колоний, развивать политические институты, необходимые для достижения в будущем независимости.
Хотя на последующих конгрессах, которые проводились в 1920-е гг., ведущую роль играли негры из США и Вест-Индии, это активизировало национальное самосознание в самих африканских колониях. Лидерами Панафриканского движения в то время являлись Уильям Дюбуа («отец панафриканизма») и Маркус Гарви.
Последний видел выход в поощрении переселения американских негров в Африку и требовал в этой связи, в частности, присоединить Берег Слоновой Кости и Сьерра-Леоне к Либерии, предлагал лишить Англию и Францию мандатов на управление африканскими колониями. Панафриканисты проповедовали и теорию расовой исключительности негритянских народов, идеи «негритюда» и «африканской личности».
Одной из форм национализма в Африке стало так называемое афро-христианское движение. В 1926 г. была основана «Ассоциация выходцев из Экваториальной Африки» во главе с Андре Гренаром Матсуа — эта организация использовала формы гражданского неповиновения, предлагавшиеся индийцем М.К. Ганди. В Бельгийском Конго в 1920-е гг. резко активизировалась секта Симона Кимбангу, проповедовавшая «богоизбранность африканцев». Ее последователи часто прибегали к насильственным действиям против христианских миссионеров. В зонах, где господствовал ислам, движение против европейских колонизаторов часто проходило под лозунгами «джихада» — борьбы с «неверными».
Политика метрополий по отношению к своим африканским колониям должна была постепенно формировать там политические институты, действующие на основе демократической процедуры, т. е. по европейским принципам. Подобная адаптация Африки шла с трудом, медленно и неравномерно — все зависело от регионов.
В большинстве своих колоний Англия долгое время проводила политику «косвенного управления», т. е. стремилась опираться на традиционные социальные структуры, на племенных вождей, хотя и имелись собственные английские губернаторы. Административный контроль над территориями передавался англичанами местным вождям, согласно «Закону о туземных властях» 1907 г. Но верховная власть все же находилась в руках английских резидентов. Они же контролировали и деятельность «туземных судов» на основании закона от 1913 г.
Постепенно политика менялась. В английской колонии Золотой Берег (Гана) и на других территориях были сформированы выборные Законодательные собрания. Число африканцев в них постоянно увеличивалось, их полномочия расширялись. Англичане говорили о своем намерении приучать африканцев к демократическому самоуправлению, отталкиваясь от привычных для них форм.
Появившиеся затем Исполнительные советы при губернаторах англичане подчинили Законодательным собраниям. В них назначались и африканцы. Впоследствии они даже стали назначаться губернаторами на должности премьер-министров. На следующем этапе, с предоставлением независимости, должны были упраздняться и посты губернаторов — африканцы становились президентами. Такова в общих чертах политика англичан в развитии системы управления в своих африканских колониях.
Франция с самого начала придерживалась несколько иной политики: она стремилась к адаптации местного африканского населения, приобщению его к французской культуре. В колониях внедрялся французский язык, проводилась большая работа миссионеров среди населения, вводились системы образования и здравоохранения по европейским образцам, представители племенной аристократии обучались в Сорбонне.
Создавалась система прямого административного управления: в колониях воспроизводились чиновничьи структуры по образцу Франции. Постепенно шла замена людей в этом аппарате на подготовленных в лучших университетах Запада африканцев.
Некоторым африканцам предоставлялась возможность стать полноправными гражданами. По закону «О натурализации» 1912 г., для этого требовалось прослужить на французской службе не менее 10 лет, уметь читать и писать, а также располагать средствами к существованию — таковых к концу 1930-х гг. во французских колониях было 80 тыс. человек. Таким образом французы надеялись со временем адаптировать африканское население, превратив его в лояльных подданных Франции. Отдельные категории населения африканских колоний постепенно получали право избрания в органы местного самоуправления и даже право направлять своих представителей во французский парламент (Сенегал получил такое право еще в 1848 г.).