... > Всемирная история > Патристика Запада: Амвросий...

Патристика Запада: Амвросий Медиоланский, Аврелий Августин, Иероним Стридонский, Григорий Двоеслов

ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Патристика — в философии это сочинения отцов Церкви, то есть христианских наставников — писателей, поэтов и философов. Это одна из форм закрепления культуры христианства.

Изначальная цель патристики — прояснить христианство, оберечь его от язычества и сформулировать догмы (религиозные истины и правила, которые не поддаются сомнению).

Учения отцов Церкви о христианстве стали появляться во II в. н.э., а просуществовала патристика до середины VΙΙΙ в.

Свт. Амвросий Медиоланский

Свт. Амвросий Медиоланский родился в городе Августа Треверов (Тревир; современный Трир). Датой его рождения традиционно считается 339 г. Родители Амвросия происходили из Рима и принадлежали к аристократическим семьям с давними христианскими традициями. Среди его родни наряду с консулами была св. дева Сотирия, принявшая мученичество в гонение при императоре Диоклетиане. После гибели мужа, в 340 году, мать Амвросия перебралась с малолетними детьми в Рим.

Амвросий получил блестящее образование. Первой его должностью на государственной службе стала должность адвоката в Сирмии (префектура Иллирик), а через некоторое время префект претория, Петроний Проб, назначил его на пост советника. Около 370 г. Амвросий, по ходатайству Проба, получил назначение на пост консуляра (наместника, губернатора) провинции Эмилия-Лигурия с центром в Медиолане (ныне - Милан).

В 374 г., после смерти Медиоланского епископа Авксентия I, Амвросий был избран на Медиоланскую епископскую кафедру ме­ст­ной хри­сти­ан­ской об­щи­ной, причем, к этому времени он ещё даже не был крещен. Поначалу св. Амвросий противился избранию, однако потом согласился занять архиерейскую кафедру. Спустя непродолжительное время после принятия Крещения он был возведен в сан епископа. После этого он раздал имущество и до конца жизни вел строгий образ жизни.

Будучи не слишком сведущ в вопросах теологии, св. Амвросий стал активно изучать Священное Писание по толкованиям известных христианских писателей и вскоре овладел весомым багажом знаний в этой области. Будучи убежденным сторонником никейского православия, он противодействовал арианству и довольно быстро переубедил многих колеблющихся и заблуждавшихся верующих из числа своей паствы. Боролся он и с ее старыми языческими привычками. Когда император Феодосий Великий при подавлении бунта в Фессалониках проявил излишнюю жесткость, Амвросий, по преданию, запретил ему приступать к Таинствам Церкви. Со свойственным ему уважению к церковной дисциплине император подчинился и публично покаялся.

Амвросий заслужил большую любовь паствы. В предании сообщается о совершавшихся по его молитвам чудесах. Последние годы жизни он больше занимался литературным творчеством, диктуя сочинения своему секретарю Павлину. 4-го апреля 397 года святитель мирно отошел ко Господу. Почитание Амвросия как на Западе, так и на Востоке возникло сразу же после его кончины, о чем свидетельствуют появившиеся уже в V веке латинские и греческие жития.

Аврелий Августин

Аврелий Августин появился на свет в 354 году, в нумидийском городе Тагасте (на севере Африки).

За годы пастырской деятельности из-под пера блаженного Августина вышли десятки сочинений различного характера. В качестве церковного писателя он хорошо известен и как проповедник, и как догматист, и как полемист.

К сожалению, не всё, связанное с творчеством этого автора, можно принимать без оговорок. Одним из наиболее оспариваемых направлений его авторской мысли служит представленное им в полемике с пелагианами учение о роли Божественной благодати в деле спасения. Возражая учению еретиков о возможности избавления человека от скверны греха практически собственными силами, блаженный отец справедливо отметил, что без содействия благодати это в принципе не выполнимо, однако, увлекшись жаром полемики, он настолько минимизировал роль самого человека, что в дальнейшем это дало почву и повод для формирования нового учения, представляющего крайность, противоположную пелагианству: учение о предопределении Божьем (согласно этому учению, спасается лишь тот, кого предопределил ко спасению Бог).

Другое спорное место в трудах Августина связано с его воззрением о Святом Духе как о Духе Любви. В дальнейшей интерпретации эта точка зрения легла в основу учения Западной Церкви об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына (суть этого учения такова: Отец любит Сына и, значит, изводит Любовь, но и Сын любит Отца и, следовательно, тоже изводит Любовь; поскольку Любовь — это Святой Дух, постольку и получается, что Святой Дух исходит как от Отца, так и от Сына).

Между тем, блаженный Августин по праву почитается как один из наиболее выдающихся церковных писателей вселенского масштаба.

Из догматических трактатов до нас дошли такие его труды как О Троице, О граде Божьем, О Символе веры, Энхиридион, О 83-х различных вопросах в одной книге.

В качестве полемических сочинений известны: О свободе воли, О природе блага против манихеев, О благодати и свободном решении, Об упреке и благодати, О предопределении святых.

К числу пастырских поучений относят: Об обучении оглашаемых, Проповеди и поучения, Слово в день Петра и Павла, Слово о явлении Иисуса Христа двум ученикам Еммаусским и др.

Особая группа работ определяется экзегетической направленностью. Это: О книге Бытия буквально, О согласии евангелистов, Рассуждения на Евангелие от Иоанна, Толкование на Псалом 125-й, Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного красноречия и пр.

Иеронним Стридонский

О первых годах жизни блаженного Иероннима Стридонского известно немного. Время покрыло забвением и точную дату его рождения, и даже его мирское имя (впрочем, есть основания думать, что он звался Евсевием). Место рождения Иеронима — Стридон (небольшой городок, располагавшийся близ границ двух областей: Далмации и Паннонии). Родители Иеронима были христианами. Существует версия, что по своему социальному статусу они принадлежали к числу обеспеченных отпущенников.

Первоначальное образование Иероним получил под руководством учителя, дома. Затем, по воле родителей, он отправился в Рим, где продолжил своё обучение. Среди прочих образовательных дисциплин изучал философию и красноречие. За время проживания в Риме испытывал много соблазнов, которые далеко не всегда преодолевал. При всём при этом он сумел сохранить тот огонёк веры, который, ещё в детстве, зажгли в его сердце мать и отец. По воскресным дням, например, он любил посещать гробницы христианских мучеников, впечатление от которых так сильно трогало его душу, что ему, по его личному признанию, представлялось, будто он сам, живой, сходит в могилу.

Находясь в Риме, Иероним решил изменить свою жизнь. Предположительно, в этот период он принял крещение. По удалении из вечного города, во время путешествия по Галлии, он всерьёз задумался о монашестве. Возвратившись в 372 году в родной Стридон, Иероним уже не застал своих родителей в живых. Необходимость попечения о сестре и младшем брате, а также о родительском наследстве заставила его отложить свои планы на отшельничество. Какое-то время он жил в Аквилее, общаясь с товарищами по «полумонашескому» кружку. Затем предпринял путешествие на Восток, имея в виду посетить Иерусалим, Сирию и Египет. Однако, достигнув Антиохии, он тяжело заболел.

После выздоровления, поселился в сирийской Фиваиде; как считается, в местном монастыре. Там он прожил, в подвигах и молитве, около пяти лет. В это же время изучал Священное Писание, еврейский язык. В Антиохии примкнул к общине епископа Павлина и был рукоположен во священника. Спустя непродолжительное время перебрался в Константинополь, где имел общение с двумя великими святителями: Григорием Назианзиным и Григорием Нисским. Оставив Константинополь в 381 году, направился в Рим. В это время там состоялся Собор, организованный по случаю мелетианского раскола. В Риме блаженный отец удостоился должности секретаря при папе Дамасе.

Не все принимали высоко духовную жизнь отца Иеронима: для многих он служил обличением. Против святого стали интриговать. Посыпались наветы. Ко всем прочим обвинениям добавилось обвинение в симпатии к Оригену.

Со смертью папы Дамаса, последовавшей в 384 году, давление на отца Иеронима только усилилось: новый папа, Сириций, его недолюбливал. Тогда блаженный, взяв с собой брата Павлиниана, оставил Рим и отправился на Святую Землю. Почтив святые места, предпринял паломничество в Египет. Здесь ему посчастливилось слушать Дидима Слепца, беседовать с нитрийскими пустынниками.

В 386 году Иероним возглавил монашескую обитель в Вифлееме. Помимо управления монастырем и аскетических упражнений он занимался литературным творчеством.

Вклад блаженного Иеронима в церковную письменность трудно переоценить. После него осталось обширное литературное наследие. Одной из его важнейших заслуг считается перевод Книг Священного Писания на латынь. 30 сентября 420 года святой отошел ко Господу.

Григорий Двоеслов

Родился около 540 г. в знатной и богатой римской семье. О деятельности Григория Двоеслова до восшествия на папский престол известно немногое. Известно, что он отличался большой ученостью, некоторое время он был префектом Рима, но в 574 году основал монастырь Св. Андрея в своих владениях на Целийском холме в Риме и стал в нем монахом.

Имя папы Григория связанно с возвышением Римской Церкви, взявшей на себя бразды правления от угасавшей под ударами варваров светской администрации. Он лично возглавил оборону города от лангобардов, а подчиненное Константинополю руководство перебралась в Равенну.

Он пытался поднять авторитет своей кафедры, изрядно пошатнувшийся в то время. Церкви на Западе отчетливо действовали независимо от Рима, особенно в Карфагене, Медиолане, Аквилее. Тяжелыми были и взаимоотношения с Константинопольским патриархатом. Безусловно, св. Григорий не сомневался в духовном первенстве Римской церкви, но, все же, не такой жесткой церковной иерархии во главе с римским епископом, как это стало впоследствии. В противоположность титулу «Вселенский», которым стали именовать патриарха Константинополя, он называл себя «раб рабов Божиих». При этом Григорий считал обязанностью Церкви быть мерилом благочестия и критиковать действия светской власти, когда она поступает не должным образом

Постоянные государственные заботы перемежались с его трудами по укреплению падающей римской культуры. Его толкования на Священное Писание, многочисленные проповеди и пастырские послания составили костяк нового западного богословия, которое начнет развиваться позже. Прозвище «Двоеслов» он получил за один из своих трудов «Диалоги», посвященному жизни святых Италии.