Политическое развитие Японии после Первой мировой войны
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
За годы войны произошло дальнейшее укрепление своеобразного политического режима в Японии. Ведущую роль во всех структурах власти играли выходцы из четырех южных кланов (Сацума, Тоса, Тесю и Хидзэн). Члены этих кланов пополняли чиновничий аппарат, армейский и морской корпуса, состояли в Совете Генро (старейшин) и Тайном совете, были тесно связаны с представителями деловых кругов, частного сектора. Ни о каком расширении демократии не могло быть и речи, тем более что развернувшееся в Японии еще в XIX в. «движение за свободу и народные права» так и не стало массовым, потому что противоречило традициям.
После завершения войны стала расширяться пропаганда теории расового превосходства японцев. Согласно этой теории, они стоят во главе семьи азиатских народов, вооруженные идеалами «расы Ямато». Народы Запада объявлялись «варварами» и культурными антиподами азиатских.
Один из идеологов «кокутай» С. Уэсуги утверждал в 1919 г., что «миссия Японской империи — в спасении всей человеческой цивилизации». Японские газеты писали в 1920 г., что «главной целью является распространение власти императора Японии на весь мир».
К тому времени Япония и в самом деле не собиралась освобождать в Китае оккупированный Шаньдун и территории на советском Дальнем Востоке, куда японские войска высадились в период гражданской войны. Тем не менее с окончанием Первой мировой войны в стране возродились надежды на демократизацию политического режима.
В 1919 г. был снижен имущественный ценз для участия в выборах. Число избирателей в Японии возросло в 2 раза (но только до 3 млн. из 56 млн. населения). В Японии развернулось мощное движение за вывод войск с территории Советской России, инициаторами выступали деловые круги, которые опасались дальнейшего усиления военной касты и бюрократии в условиях сохранения напряженных международных отношений. Войска были выведены в октябре 1922 г., дипломатические отношения с СССР установлены в январе 1925 г.
После войны Япония, по сути, оказалась перед альтернативой: проводить дальнейшую демократизацию политического режима или ужесточить традиционные структуры. Среди либерально настроенной интеллигенции широкое распространение получила теория Тацуките Минобэ об «императоре — органе государства». Ведущий специалист по конституционному праву Т. Минобэ еще накануне войны, не отрицая «божественный статус императора», утверждал, что высший правитель в своих действиях исходит не из личных интересов, а из интересов всей нации. В начале 1920-х гг. его концепция была включена в официально признанные учебники для университетов: в Японии стало утверждаться представление о том, что правительство создано народом для выражения своей воли как воли государства.
Большую роль сыграло в Японии и учение Сакудзо Ёсино о демократии «мимпонсюги». Этот изобретенный автором термин означал, что государство заботится о всеобщем благосостоянии, а правительство учитывает мнение народа. В статье, опубликованной еще в 1916 г., С. Ёсино провозгласил три основных принципа демократии: гарантированные права человека, разделение властей и их широкая выборность. Он пытался доказать, что неограниченная власть императора неизбежно приводит к безответственности кабинетов и деспотизму бюрократии. В ноябре 1918 г. Ёсино одержал победу в дискуссии с представителями общества «Ронинкай», стоявшими на консервативных позициях. В 1920-е гг. его идеи получили широкое распространение и оказали заметное влияние на развитие японского общества.
Однако не следует переоценивать значения всех этих теорий: они затрагивали лишь взгляды элиты и практически не отражали массового сознания. Большинство японцев продолжали слепо верить в «божественное происхождение» и непререкаемый авторитет власти императора. Не удавалось ослабить влияние военной верхушки на политику — по-прежнему Тайный совет, Совет Генро манипулировали прерогативами императора, заблаговременно принимая все важные решения.
И все же в мае 1924 г. впервые парламент получил право создавать ответственное правительство: был образован первый кабинет на партийной основе. Им стало правительство Като, созданное на базе партии Минсэйто (эта партия была тесно связана с обрабатывающей промышленностью, за ней стоял крупнейший концерн «Мицубиcи»). А в 1925 г. был принят закон о всеобщем избирательном праве (для мужчин с 30 лет). Это были важные достижения демократии.
В Японии одна за другой возникали и укрепляли свои позиции политические партии, партийные кабинеты стремились энергично противостоять натиску консервативных сил. Не всегда это удавалось: так, из-за разобщенности партий не было выработано противодействия введенному в 1925 г. закону «Об охране общественного порядка». Наказания, согласно ему, предусматривались не только за пропаганду идей и действия против императорского строя, но и за намерения. Статья 1-я этого закона, например, предусматривала от 5 лет заключения до смертного приговора только за участие в организации, покушающейся на Конституцию и частную собственность.
В период с 1924 до 1932 г. Япония управлялась правительствами, зависящими от большинства в нижней палате парламента. Даже члены верхней палаты — палаты пэров постепенно стали испытывать зависимость от политических партий. Членами Тайного совета становились ученые, юристы, профессора, а не бюрократы. Демократии необходимо было время для укоренения в традициях, а времени для стабильного развития как раз и не было.
Уже в апреле 1927 г. экономическое положение в Японии резко ухудшилось; правительство возглавила другая партия — Сэйюкай. Она была тесно связана с добывающей промышленностью (крупнейший концерн «Мицуи») и настроена более агрессивно в сфере внешней политики. Именно при этом правительстве в мае 1927 г. в Китай был направлен японский экспедиционный корпус. Кроме того, правительство партии Сэйюкай не смогло успешно противостоять натиску консерваторов-радикалов в условиях ухудшившихся экономических обстоятельств.