... > Всемирная история > Правление Альфреда Великого....

Правление Альфреда Великого. Политическое устройство Англии

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Альфреда Великого область шир-гереф король витенагемот
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Одним из важнейших признаков феодализма являлась судебная власть сеньора над его вассалами и зависимыми крестьянами. В англосаксонской Британии первые упоминания о наличии частной юрисдикции землевладельцев относятся только к середине X века. Принадлежность судебных правомочий англосаксонской знати в более ранние периоды до сих пор вызывает споры историков.

Очевидно, однако, что ко времени правления Альфреда Великого идея частной юрисдикции приобрела общественное признание благодаря широкому распространению манориального землевладения и возникновению зависимых категорий крестьянства. В X веке в некоторых хартиях английских королей появляется специальный термин для обозначения переход права юрисдикции над зависимым населением от королевских судов к суду землевладельца — «сака и сока» (англо-сакс.: sacu and socn;англ. sake and soke). «Сака» обозначала предмет спора, а «сока» — процесс передачи дела в суд сеньора, а всё вместе выражало юрисдикцию сеньориального суда по делам, вытекающим из аграрных отношений (нарушение правил землепользования, земельные споры и т. п.). Передача права «саки и соки» королями вместе с пожалованием земель тэнам и эрлам с конца X века приобрела характер государственной политики, причём было установлено, что право суда над королевскими тэнами неотчуждаемо и принадлежит исключительно королю.

Первой достоверно известной административной единицей англосаксонских королевств была область, занимаемая одним из племён, составлявших три главных англосаксонских народа (англов, саксов, ютов). Остатки этой системы сохранились в организации современных южноанглийских графств, возникших в VI-VII веках как provinciae или regio королевства Уэссекс (Дорсет, Сомерсет, Уилтшир и другие). Детальная структура аналогичных образований в составе Мерсии содержится в документе под названием «Tribal Hidage», составленном в начале IX века. Уже в это время древние англосаксонские «провинции» имели, прежде всего, судебные и фискальные функции, разрешая споры между соплеменниками и распределяя королевскую продуктовую подать.

По мере усложнения права и административного аппарата англосаксонских королевств появилась потребность в промежуточном административном звене между деревней и собранием «провинции». Это привело к появлению в Уэссексе сотни как административной единицы, объединяющей населённые пункты составляющие в сумме примерно сто гайд. В каждой сотне существовало собственное народное собрание, решающее споры между жителями этой области, наблюдавшее за поддержанием порядка и исполнением законов королевства и распределявшее продуктовую подать. Короли имели своих представителей в органах управления сотен — главных судей (англ. reeve). После объединения Англии под властью Уэссекса сотня как основная административная единица была введена на всей территории страны (в областьях, завоёванных в X веке датчанами, она не сохранилась, её роль играл округ-уэпентейк (англ. wapentake).

Позднее сотни были объединены в ширы-графства (англо-сакс.: scir; англ. shire), причём система англосаксонских графств оказалась очень стабильной и сохранилась практически без изменений до XX века. Первые графства возникли в Уэссексе в VIII веке, а с объединением страны под властью уэссекских королей система графств была распространена на остальную территорию Англии. Обычно создание системы графств относят к времени правления Эдуарда Старшего (899—924). В восточных областях графства возникли из территорий, занятых каждой из армий датских викингов в X веке (Лестершир, Нортгемптоншир, Бедфордшир и другие). Уже при Этельреде II графство стало главной единицей местной администрации, аккумулирующей финансовые средства для короля, организующей набор фирда и осуществляющей исполнение королевских указов.

В конце англосаксонского периода ряд графств передавался в управление эрлу, который возглавлял местное ополчение, председательствовал в суде графства и получал треть от платежей графства, причитающихся королю. Однако роль эрла оставалась скорее политической, чем административной. Большее значение имело возникновение должности шир-герефа (позднее — шериф; англо-сакс.: scir-geref) — королевского чиновника, назначаемого в каждое графство для управления местными финансами, осуществления правосудия и поддержания порядка.

К середине XI века шир-гереф стал главным королевским агентом в местном управлении. Он собирал налоги и платежи, управлял королевским имуществом на территории графства, председательствовал в судах в отсутствие эрла. Как представитель короля он обеспечивал единство страны и препятствовал образованию самостоятельных графств на территории Англии.

Центральным элементом англосаксонского государства был король, правящий Божьей милостью и представляющий Бога среди своего народа. В англосаксонский период светская и духовная власть короля были неотделимы друг от друга. Король имел безусловную власть над светским населением и духовенством, ограниченную только обычным правом и каноническими прерогативами папы римского. Все властные полномочия в государстве проистекали от короля, даже эрлы, узурпировавшие в XI веке власть в регионах, являлись лишь должностными лицами короля: их назначение и смещение осуществлялось только королём, а власть была ограничена королевскими шерифами в графствах.

Хотя вся полнота власти в англосаксонской Британии принадлежала королю, эффективное использование его прерогатив было невозможно без сотрудничества с представителями знати и духовенства. В этой связи чрезвычайно важным государственным институтом был витенагемот — собрание высшего духовенства и военно-служилой знати государства, созываемое королём для обсуждения основных вопросов государственной политики.

Другие высшие органы управления в англосаксонский период находились в начальной стадии формирования: существовали королевские писари, составляющие указы и ведущие делопроизводство, а также, вероятно, лица, ответственные за поступление налогов, однако отдельные государственные органы ещё не сложились.