- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
- ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА К РАДИКАЛЬНЫМ РЕФОРМАМ В КИТАЕ
Предпосылки перехода к радикальным реформам в Китае
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Исход «культурной революции» окончательно скомпрометировал имидж коммунистов и их общественных идеалов в глазах населения.
Народ это ясно осознавал и был внутренне готов к крутым поворотам в политике. Хотя официально в Китае до сих пор не произошло радикальных изменений политической системы, сменился политический курс. Это позволяет сделать вывод: всем грандиозным экономическим изменениям в Китае предшествуют политические.
Сразу после смерти Мао Цзэдуна в стране произошли неожиданные события. 6 октября 1976 г. Хуа Гофэн арестовал лидеров левацкой группировки, так называемую «банду четырех»: Цзян Цин, Ван Хунвэня, Яо Вэньюаня, Чжан Чунцяо.
Началась реабилитация репрессированных. Хотя Дэн Сяопин обратился со специальным письмом к Хуа Гофэну еще 10 октября 1976 г. — в Китае не принято делать резких изменений; он был полностью реабилитирован и восстановлен на всех прежних постах лишь на Пленуме ЦК КПК в июле 1977 г.
С февраля 1978 г. меняется политика в сфере образования. Изменилось и отношение к интеллигенции: ее наконец перестали называть «вонючей категорией», образованным людям стали отдавать предпочтение при назначении на должности. Было покончено с практикой посылки выпускников средних школ на 2 года в провинции для занятий физическим трудом.
В августе 1978 г. состоялся XI съезд КПК. Там прозвучала острая критика «банды четырех» — их обвинили в эксцессах «культурной революции». Произошла чистка КПК от ее выдвиженцев — были сняты со своих постов 290 из 350 руководителей и их замов в провинциальных комитетах. Съезд свидетельствовал об укреплении позиций Дэн Сяопина, он был самым опытным в партийной иерархии, имел огромные связи и авторитет. Очень важно понимать особенности номенклатуры: там иногда значительно большей властью располагает человек, официально не занимающий высших постов, но имеющий авторитет среди коллег именно благодаря старым связям. После съезда процесс реабилитации ускорился.
Хуа Гофэн осознавал ограниченность своих возможностей. 7 сентября 1979 г. он был смещен с поста премьер-министра, его преемником стал протеже Дэн Сяопина — Чжао Цзыян. В феврале 1980 г. другой выдвиженец Дэна — относительно молодой Ху Яобан — был назначен на специально созданный пост генерального секретаря ЦК КПК. Хуа Гофэн тогда оставался председателем ЦК КПК, но позже, в июне 1981 г., был снят с этого поста на Пленуме ЦК КПК, хотя и оставался членом ЦК КПК. Ху Яобан был переведен на его место, а пост генерального секретаря ликвидирован.
На 3-м Пленуме ЦК КПК в декабре 1979 г. звучала особенно острая критика в адрес прошлой политики и прежней идеологии, рассматривалась стратегия будущих реформ. В ноябре 1980 г. начался судебный процесс над членами «банды четырех», он продолжался до 25 января 1981 г. и сопровождался серией скандалов и обвинений в адрес действующих политиков КНР. Многие из репрессированных ранее были реабилитированы, на ключевых постах в партии и государстве расставлены люди Дэн Сяопина. Но как освободиться от старых кадров, которые уже не смогут работать по-новому? Уволить их сейчас, после восстановления и реабилитации, было бы слишком жестоко, учитывая льготы, положенные номенклатуре.
Выход был найден в сентябре 1982 г. На XII съезде КПК по предложению Дэн Сяопина создана система советников на всех уровнях партии; сам Дэн возглавил Центральную комиссию советников. Многие последовали его примеру, перейдя на посты советников и освободив таким образом места для более молодых и образованных членов партии. В сентябре 1985 г. на партийной конференции КПК ушла в отставку сразу половина членов Политбюро — возможности для реформ были открыты.
Дэн Сяопин был человеком здравомыслящим и придерживался принципа известной китайской пословицы: «все равно какого цвета кошка, лишь бы ловила мышей». Он был готов на любые реформы, но понял, что в условиях Китая они должны проводиться исключительно сверху, при сохранении контроля центральной власти. Аппарат ганьбу был запуган еще со времен «культурной революции», деморализован, готов беспрекословно повиноваться.
По китайским традициям также ни в коем случае нельзя официально подвергать сомнению высший авторитет, будь то авторитет конкретного человека (Мао Цзэдун) или авторитет партии (КПК). Нельзя признавать, что страна шла в ложном направлении несколько десятилетий, а теперь руководство это осознало.
В 1978 г. была ослаблена цензура, что сразу же привело к резкой критике курса КПК. В Пекине была создана так называемая «стена демократии», где вывешивались дацзыбао с критикой в адрес коммунистов и призывами свергнуть их власть. В ответ Дэн Сяопин в конце 1978 г. заявил, что при проведении реформ Китай сохранит диктатуру пролетариата, руководящую роль КПК и верность идеям Маркса-Ленина—Мао Цзэдуна. Реально это ничего, в сущности, не значило — все понимали, что это всего лишь камуфляж. Впоследствии на Западе часто публиковали карикатуру: Дэн за рулем автомобиля, показывая левый поворот, тем не менее, едет направо. Признать «ошибочным прежний курс» означало в Китае признать свое поражение, «потерять лицо». Этого делать было никак нельзя.
В декабре 1978 г. на 3-м Пленуме ЦК КПК принято официальное решение о переходе КНР к экономическим реформам. В январе 1979 г. «стена демократии» в Пекине была снесена, студенческие демонстрации разогнаны, проведены аресты. Это говорило о том, что КПК не намерена расставаться с властью и упускать инициативу из своих рук. 30 марта 1979 г. прошла теоретическая конференция КПК, на которой и была одобрена общая концепция реформ. Они должны проводиться сверху, под строгим контролем центральной власти, постепенно, с учетом социальных последствий.
Скрытым подтекстом реформ было стремление дать китайской элите шанс занять достойное место в будущем обществе и таким образом заинтересовать в успехе преобразований. ,...*
Подчеркивалось, что цель реформ — социализм, а не буржуазное общество, не индивидуалистическая демократия. Руководство Китая учитывало силу инерции, стремилось не допустить идеологической опустошенности масс: цели прежние, просто дается новая редакция социализма с учетом китайских традиционных ценностей.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты
