1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. РАННЕДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД В МЕСОПОТАМИИ. ШУМЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО

Раннединастический период в Месопотамии. Шумерское общество

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Раннединастический период I Раннединастический период II Раннединастический период III Шумерское общество Гильгамеш эпос о Гильгамеше
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Раннединастический период это эпоха ожесточенной борьбы соседних городов-государств (город с небольшой прилегающей к нему территорией, и каждый город был самостоятельный, имел своих правителей, богов и т.д.) за политическую гегемонию, а их правителей – за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение за счет соседей.

Раннединастический период I (РД I, 2750-2600 гг.). В это время успех был на стороне города Киша (средняя Месопотамия), правители которого первыми приняли титул лугаля (царя), стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Первый монарх первой династии города-государства Киша – Эн-Менбарагеси (XXVIII в. до Р.Х.). Он воевал с государством Элам (к северо-востоку от Двуречья). Был у него сын по имени Ага, который был разбит известным Гильгамешем, правив­шим Уруком. Вследствие этого возвысился Урук. Гильгамеш входил в первую династию Урука.

Раннединастический период II (РД II, 2600-2500 гг.). На­чало РД II связано с деятельностью Гильгамеша. Он победил Киш, построил городскую стену родному Уру­ку (в Иерихоне стена стояла за шесть тысячелетий до этого). Гильгамеш вроде бы проторил дорогу вверх по Евфрату и вышел к Иранскому нагорью, Но может, и ближе – к Эбле. Имя Гильгамеша вошло в легенду (эпос о Гильгамеше: о мире, о смысле жизни, искание истинной веры. Сказание о потопе повторяет сказание Ветхого Завета – т.е. реальность).

Маленькие государства объединялись в союз и представляли собой не унитарное государство или деспотию, а фе­дерацию во главе с Уруком. Во главе, например, Шуруппака стоял не местный деятель, а член династии Урука. Правитель Шуруппака – фигура малозначительная: у него мало власти, мало земли. Он ограничивался и правительством Уру­ка и собственным советом. В основе социально-экономической структуры всего Шумера находились, во-первых, хозяйство земледельцев, объединенных в сельские общины, во-вторых, храмово-государственное хозяйство, где было сосредоточе­но основное население. Хозяйство свободных крестьян – частное. Верховная власть всегда берет начало от членов собственной фамилии.

Храмовое хозяйство обслужива­ли храмовые земледельцы, ремесленники и пастухи, с которыми рас­считывались двумя способами: посредством выдачи пайка или предоставлением надела. Паек привязывает сильнее к вла­сти, но требует больших расходов на содержание хранителей и рас­пределителей. Надел избавляет от дополнительных расходов, но придает мелким администраторам излишнюю самостоятельность, стремление стать наследственными частными владельцами.

Раннединастический период III (РД III, 2500-2310 гг.). Все 200 лет III РД лугали дерут­ся между собой, пытаясь объединить нижнюю Месопотамию. Главное новшество последнего периода – появление тенден­ции к созданию более крупного государства. Возникает понятие «гегемон», основанное на военной силе. Шумерские вожди-военачальники (лугали) опирались еще не на профессиональную армию, а на оплачиваемую ими дружину и на клиентов, то есть на людей лично, социально и экономически от них зависевших.

Основной противник укрепляющейся государственной власти – совет старейшин, привыкших за века решать все вопросы. Старей­шины довольно медленно отдавали власть, но армии у них не было. Армией обладал только лугаль. Вместе с государем и его оплачиваемой дружиной появляется слой чиновников.

В XXV в. верховенства и титула лугаля добились прави­тели Ура. На рубеже XXV-XXIV вв. на авансцену шумер­ской истории вышел город Лагаш.

Сначала его правитель Эанатум присоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ. Он возвратил самостоятельность храмам, чем подорвал бюджет. Ограничил власть светских чиновников, чем подорвал государство. Уменьшил налоги, а затем их отменил. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.

Настоящее государство создадут здесь на рубеже 24-23 вв. до Р.Х. восточные семиты под руководством династии Саргонидов.

Шумерское общество. Хотя уже прошло всего 200 лет после II РД общество «внизу» оставалось таким же; «вверху» же произошли важные изменения. Основную массу по-прежнему составляют свободные общинники – более двух третей населения. Они оформляются как социальная группа – члены аг­рарных общин, имеющих свое право, социальные институты и органы управления в масштабе деревни. На втором месте – население государственно-храмовых земель, т. е. принадлежащих храму, но тесно связанных с государством, и затем – крупные землевладельцы (правители городов, крупные жрецы и т.д.), не связанные особыми обязательствами ни с кем, кроме царя. На земли, закрепленными за ними на срок службы, они получали юридический иммунитет – право не платить налоги, а брать их себе. Это условное землевладение нужно было, чтобы получатель верно служил царю. И, наконец, жители городов, как связанные с землей, так и не связанные.

Земли храма состояли из трех основных блоков. Первый – соб­ственные поля, на которых трудилось зависимое население (обедневшие местные жители, частично лишенные прав). Вто­рой – наделы для среднего слоя, связанного с храмом, сюда включаются управленцы, жрецы, ремесленники (бывшие, тем са­мым земледельцами). И третий – земли, сдававшиеся в аренду, видимо, общинникам.