... > Всемирная история > Догматические и обрядовые...

Догматические и обрядовые расхождения Православия и протестантизма

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Православные Протестанты ин­сти­тут мо­нашес­тва Мо­нашес­тво

Православные

Протестанты

Православное христианство (Деян.11:26) представляет собой совокупность поместных церквей, имеющих единое вероучение и нравственные нормы.

Про­тес­тантизм воз­ник как ан­ти­като­личес­кое дви­жение в поз­днем сред­не­вековье, фор­маль­ной да­той мож­но счи­тать 1521 год (от­лу­чение Лю­тера). Воз­никнув как со­вокуп­ность раз­личных те­чений, он ни­ког­да не был еди­ным. Те­чения от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га дог­ма­тикой, куль­том и ор­га­низа­ци­ей.

Приз­на­ют два ос­новных ис­точни­ка ре­лиги­оз­но­го зна­ния: Свя­щен­ное Пи­сание и Свя­щен­ное Пре­дание (весь опыт Цер­кви).

В ка­чес­тве ос­новно­го ис­точни­ка ре­лиги­оз­но­го зна­ния приз­на­ют «толь­ко Пи­сание» (sola Scriptura), каж­дая об­щи­на тол­ку­ет его са­мос­то­ятель­но, фак­ти­чес­ки имея своё пре­дание.

Ис­тинной Цер­ковью приз­на­ют толь­ко Все­лен­скую Пра­вос­лавную Цер­ковь.

Ис­тинной Цер­ковью приз­на­ёт­ся или кон­крет­ная про­тес­тант­ская об­щи­на; или со­вокуп­ность хрис­ти­ан­ских об­щин (Пра­вос­лавная Цер­ковь, в этом по­нима­нии, приз­на­ёт­ся за од­ну из мно­гих об­щин).

Сос­та­вили и ут­верди­ли биб­лей­ский ка­нон (Биб­лию).

Ис­поль­зу­ют биб­лей­ский ка­нон, аб­со­люти­зируя биб­лей­ские тек­сты как ис­точник бо­гопоз­на­ния.

Ис­по­веду­ют, что Свя­той Дух ис­хо­дит толь­ко от От­ца.

Ис­по­веду­ют ка­толи­чес­кое уче­ние о том, что Свя­той Дух ис­хо­дит и от Сы­на.

Ве­рят, что на Страш­ном Су­де Бог про­явит как Свое ми­лосер­дие и Свою муд­рость, так и Свою спра­вед­ли­вость.

Ис­по­веду­ют, что че­ловек спа­са­ет­ся «толь­ко ве­рой» (sola fide). Од­ни ду­ма­ют, что для спа­сения дос­та­точ­но уве­ровать во Хрис­та (приз­нать Его Бо­гом и Спа­сите­лем). Дру­гие ве­рят, что как спа­сение, так и осуж­де­ние каж­до­го че­лове­ка за­висит от Бо­жес­твен­но­го пре­доп­ре­деле­ния.

Су­щес­тву­ет осо­бый чин пос­вя­щения в свя­щен­ный сан и трёх­час­тная и­ерар­хия (ди­акон, прес­ви­тер, епис­коп). Свя­щенс­тво име­ет апос­толь­скую пре­емс­твен­ность.

Су­щес­тву­ет уче­ние о все­об­щем свя­щенс­тве ве­ру­ющих. Вви­ду зна­читель­но­го рас­хожде­ния в об­ря­довос­ти, в про­тес­тантиз­ме не су­щес­тву­ет ка­кого-то стро­гого оп­ре­деле­ния наз­ва­нию ти­тулов.

Со­вер­ша­ют­ся мо­лит­вы за умер­ших.

От­ка­зыва­ют­ся по­минать умер­ших в сво­их мо­лит­вах из-за уве­рен­ности в спа­сении чле­нов сво­ей об­щи­ны и окон­ча­тель­нос­ти оп­ре­деле­ния пос­мер­тной учас­ти сра­зу же пос­ле смер­ти че­лове­ка.

Приз­на­ют семь Цер­ковных Та­инств: Та­инс­тво Кре­щения; Та­инс­тво Ми­ропо­маза­ния; Та­инс­тво По­ка­яния; Та­инс­тво Ев­ха­рис­тии; Та­инс­тво Еле­ос­вя­щения; Та­инс­тво Бра­ка; Та­инс­тво Свя­щенс­тва.

Приз­на­ют толь­ко часть из се­ми Та­инств, сво­дя ос­таль­ные к об­ря­дам (це­ремо­ни­алам), не име­ющим то­го бла­годат­но-мис­ти­чес­ко­го на­пол­не­ния, ко­торое свой­ствен­но Та­инс­твам, со­вер­ша­емым в ло­не Все­лен­ской Пра­вос­лавной Цер­кви

Ис­по­веду­ет, что хлеб и ви­но в Та­инс­тве Ев­ха­рис­тии ста­новят­ся ре­аль­ны­ми Те­лом и Кровью Хрис­та.

В тех об­щи­нах, ко­торые приз­на­ют При­чаще­ние, счи­та­ет­ся, что хлеб и ви­но яв­ля­ют­ся лишь на­поми­нани­ем о мис­сии Хрис­та.

Приз­на­ют су­щес­тво­вание Не­бес­ной Цер­кви; об­ще­ние Не­бес­ной Цер­кви с зем­ной; не­об­хо­димость мо­лит­венно­го об­ра­щения к свя­тым; их хо­датай­ство пе­ред Бо­гом

Мно­гие про­тес­танты пол­ностью от­ри­ца­ют умес­тность мо­лит­венно­го об­ра­щения к свя­тым (пред­ста­вите­лям Не­бес­ной Цер­кви); мо­лит­вы, по их убеж­де­нию, не­об­хо­димо ад­ре­совать толь­ко Бо­гу.

По­чита­ют Бо­горо­дицу как Ма­терь Бо­га по че­лове­чес­ко­му ес­тес­тву; как Ве­ликую Пра­вед­ни­цу, Прис­но­деву, Ца­рицу Не­бес­ную и Хо­дата­ицу за лю­дей

По­чита­ют Бо­горо­дицу, но слиш­ком уме­рен­но, не так, как по­доба­ет Её свя­тос­ти и ве­личию; мно­гие от­ри­ца­ют Её Прис­но­девс­тво, по­лагая, что пос­ле Рож­дес­тва И­ису­са Хрис­та Она ро­дила ещё нес­коль­ко де­тей от И­оси­фа.

Су­щес­тву­ет ин­сти­тут мо­нашес­тва, его ду­хов­ный опыт иг­ра­ет боль­шую роль.

Мо­нашес­тво от­ри­ца­ет­ся.

По­чита­ют свя­тые ико­ны; приз­на­ют, что мо­ление пе­ред об­ра­зом Бо­га или его свя­того спо­собс­тву­ет воз­но­шению ду­ха к Пер­во­об­ра­зу, ду­хов­но­му еди­нению с Пер­во­об­ра­зом.

От­ри­ца­ют до­пус­ти­мость по­чита­ния свя­тых икон. Не­кото­рые про­тес­танты до­пус­ка­ют ис­поль­зо­вание изоб­ра­жений в ре­лиги­оз­ных це­лях в ка­чес­тве ил­люс­тра­ций свя­щен­ных со­бытий; дру­гие от­ри­ца­ют да­же и та­кую воз­можность, приз­на­вая ико­ны за идо­лов.

Ис­по­веду­ет­ся на­личие у хрис­ти­ани­на Ан­ге­ла-Хра­ните­ля.

От­ри­ца­ет на­личие у хрис­ти­ани­на Ан­ге­ла-Хра­ните­ля.

По­чита­ют мо­щи свя­тых Божь­их угод­ни­ков.

От­ри­ца­ют до­пус­ти­мость по­чита­ния мо­щей.

Кре­щение по­нима­ет­ся как Та­инс­тво Цер­кви, ду­хов­ное рож­де­ние, рас­кре­поще­ние от бе­зус­ловно­го дей­ствия пер­во­род­но­го гре­ха, из­гна­ние дь­яво­ла из сер­дца че­лове­ка. Кре­щение и на­хож­де­ние в цер­ковной об­щи­не не га­ран­ти­ру­ют спа­сения.

В кре­щении уве­ровав­ший «при­нима­ет Хрис­та как лич­но­го Спа­сите­ля». Ему про­ща­ют­ся все гре­хи, и га­ран­ти­ру­ет­ся спа­сение в слу­чае пре­дан­ности об­щи­не и её иде­ям бо­гопо­чита­ния.

Со­вер­ша­ет­ся кре­щение мла­ден­цев по ве­ре их вос­при­ем­ни­ков и ро­дите­лей.

Кре­щение мла­ден­цев не при­нято.

Жен­ское свя­щенс­тво про­тиво­речит тра­диции Цер­кви.

Су­щес­тву­ет жен­ское свя­щенс­тво.

Од­но­полые ин­тимные от­но­шения яв­ля­ют­ся тя­жёлым гре­хом. Брак меж­ду ли­цами од­но­го по­ла не­воз­мо­жен.

Всё в боль­шем ко­личес­тве об­щин ста­новит­ся воз­можным и пер­вое, и вто­рое.