- ГЛАВНАЯ >
- ПРЕДМЕТЫ >
- ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
- РЕФОРМЫ «ЧЕТЫРЕХ МОДЕРНИЗАЦИЙ» И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реформы «четырех модернизаций» и их результаты
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
На теоретической конференции КПК в 1979 г. речь официально шла о реформах «четырех модернизаций»: в сельском хозяйстве, промышленности, науке и технике и военной сфере.
Еще в 1978 г. в провинции Сычуань, руководителем которой был Чжао Цзыян (с сентября 1979 г. — премьер КНР), проводился эксперимент по семейному подряду.
Широкомасштабная перестройка сельского хозяйства стала осуществляться с лета 1981 г. Важнейшие меры:
разрешены крестьянские рынки, подсобные промыслы;
в три раза увеличена площадь земель, отводимых под приусадебные участки;
увеличены государственные ассигнования на развитие сельскохозяйственной инфраструктуры;
промышленность переориентирована на выпуск малой сельскохозяйственной техники;
постепенно сокращали, а с 1985 г. вообще отказались от обязательных поставок сельскохозяйственной продукции; они были заменены системой государственных контрактов, а продукция, необходимая населению, поступала через рынок.
К тому времени на весь Китай распространилась система производственной ответственности: пахотная земля производственных бригад разделялась и закреплялась за отдельными семьями. Им давались задания; после сдачи установленного количества продукции семья могла распоряжаться излишками по своему усмотрению.
Постепенно на смену заданиям пришли налоги, установленные с учетом количества и качества земли. Правда, государственные органы ужесточили контроль за ее использованием. В частности, не допускалась эрозия почв, запрещалось использовать пахотные земли под иные нужды.
Частной собственности на землю установлено не было. Вводилась аренда, ее сроки постоянно возрастали: 15 лет, 50 лет.
Эти меры привели к быстрому росту сельскохозяйственного производства — на 11,7% в год. К 1987 г. Китай решил проблему внутреннего обеспечения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем и приступил к экспорту продуктов питания.
Правда, это усилило социальное расслоение в деревне, что объясняет неприятие реформ в отдельных слоях общества. Но в целом материальное благосостояние сельского населения значительно возросло (ежегодный рост доходов составил 8,1%).
Повышение эффективности производства усугубило проблему избыточной рабочей силы на селе. Государство стало поощрять развитие местной промышленности.
Задача не сводилась лишь к обновлению оборудования, предприятия должны получить постоянный стимул к инновациям. Для этого требовалось разрушить государственную экономику, внедрить рыночные принципы, развить конкуренцию, «открыться миру».
Важно было сохранить социальное благополучие населения, пережить неизбежный рост цен. Спецификой Китая было также огромное количество нерентабельных предприятий, с примитивной технологией; сразу закрыть их нельзя, так как обострится проблема занятости.
В самом общем виде Дэн Сяопин сформулировал следующие положения:
сократить сферу директивного планирования и распределения ресурсов;
устранить чрезмерную централизацию, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий и регионов;
использовать возможности мелких частных предприятий;
снять ограничения на рост зарплаты и доходов.
Сокращение директивного планирования впервые осуществлялось в провинции Сычуань; в 1979 г. там начался эксперимент: предприятия, выполнив государственный заказ, получали самостоятельность в распределении оставшейся прибыли.
Результат превзошел ожидания: рост производства составил 80%. С 1981 г. система была распространена на весь Китай. На все крупные предприятия даны госзаказы, но не более чем на 50% мощностей. Сверх этого предприятие может производить все что угодно и реализовывать по рыночным ценам.
Одновременно была разрешена оптовая торговля по свободным ценам. Это дало эффект, у предприятий появилась заинтересованность в результатах. Правда, со временем проявились и негативные тенденции: возникли двойные цены на одни и те же товары (свободные и государственные), предпринимались попытки спекулировать на разнице цен.
С 1979 г. в Китае началось создание частных предприятий: вначале лишь в розничной торговле и бытовом обслуживании; затем это распространилось и на другие отрасли экономики. Также постепенно расширялись допустимые масштабы частного предпринимательства: вначале разрешалось использовать наемную рабочую силу в количестве не более 5 человек, затем — 15, 50 человек, и так до тех пор, пока не были сняты всякие ограничения на число занятых. К 1987 г. в КНР функционировало около 25 млн. частных предприятий.
Привлечение иностранного капитала началось с создания в 1979 г. 4 свободных экономических зон на юге Китая: эти закрытые административные образования стали своего рода анклавами рыночной экономики в КНР.
Летом 1979 г. был принят закон «О совместных предприятиях»: зона их действия постоянно расширялась. Китай стал обращаться к иностранным займам, чего ранее никогда не делал. С 1984 г. страна начала получать льготные займы по линии МБРР (Международного банка реконструкции и развития) и МВФ (Международного валютного фонда), составив в этом серьезную конкуренцию Индии. Постепенно стал расти китайский экспорт, особенно быстро с 1985 г.; пополнялись и запасы иностранной валюты.
Теперь на ZNZN можно делать свои конспекты
