Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
В Пенджабе существует проблема сикхов: она обострилась в первой половине 1980-х гг. и привела к убийству И. Ганди в 1984 г. Впоследствии было заключено соглашение об урегулировании 1985 г., и хотя оно неоднократно срывалось, в 1990-е гг. воинственность сикхов пошла на убыль. Но за время конфликта погибло около 250 тыс. человек.
Выступления экстремистов в поддержку независимости Халистана поддерживаются далеко не всеми сикхами. Сикхи живут в разных районах Индии, они играют в стране видную роль. Из их среды вышли 90% офицеров индийской армии и сил безопасности, сотни тысяч преуспевающих фермеров, директора многих государственных компаний общенационального значения.
Сам штат Пенджаб дает 1/5 часть индийской пшеницы, является высокоразвитым в промышленном отношении — это центр электронной промышленности и высоких технологий.
В штате Ассам этнические проблемы обострились в начале 1980-х гг. На 20 млн. ассамцев в то время приходилось 5 млн. бенгальцев, в большинстве своем беженцев из Бангладеш.
Началось движение под лозунгом: «Выслать иностранцев из Ассама!». Студенческие организации инициировали в 1983 г. региональную сатьяграху. Страсти накалились в апреле 1983 г. — вспыхнула резня. Только что назначенный генеральным секретарем ИНК(И) Р. Ганди приехал в Ассам, чтобы разобраться в ситуации на месте и уладить конфликт, но тщетно. Население бойкотировало все попытки властей разрядить ситуацию.
Разумеется, за этим стояли интересы конкретных слоев. Так, чиновники и интеллигенция опасались конкуренции со стороны бенгальцев, которые еще со времен англичан занимали «теплые местечки» в госаппарате. Местные бизнесмены опасались серьезной конкуренции с крупным бизнесом касты марвари, выходцев из Западной Индии, которые ныне успешно действуют по всей стране.
Частично имели место обиды, связанные с «несправедливым разделом доходов»: как известно, именно в Ассаме добывается большая часть нефти, выращивается лучший в мире чай. С большим трудом соглашение о мирном урегулировании было заключено 15 августа 1985 г. Конфликт стал терять первоначальную остроту. Но в ноябре 1990 г. в штате было введено президентское правление, начались военные операции против боевиков. После отмены чрезвычайного положения в июне 1991 г. у власти находилась партия Национальный совет Ассама, но выборы в марте 1998 г. были бойкотированы ассамцами по призыву сепаратистских организаций. В мае 1999 г. проводится крупнейшая операция против боевиков, после чего положение в целом нормализуется.
Проблема тамилов связана с ситуацией в соседнем Цейлоне (Шри Ланка), где выходцы из Южной Индии борются за автономию и независимость. Население индийского штата Тамилнад поддерживает своих соплеменников, оказывает поддержку местной организации «Тигры освобождения Тамил-Илама», укрывает боевиков, снабжает их оружием. Попытки индийского правительства занять жесткую позицию в этом вопросе, пресечь терроризм привели в конце концов к убийству бывшего премьер-министра Раджива Ганди в 1991 г.
Проблема Кашмира возникла в 1947 г., когда махараджа Кашмира Хари Сингх решил войти в состав Индии. Большинство населения области составляют мусульмане, но примерно 3/4 ее территории образовали индийский штат Джамму и Кашмир. На оставшейся под контролем пакистанской армии территории был создан Азад Кашмир, формально являющийся свободной зоной.
С тех пор проблема Кашмира держит в напряжении обе страны, неоднократно дело доходило до военных действий. В самой Индии осложнялись отношения с мусульманской общиной, составляющей сейчас свыше 100 млн. человек.
Во главе индийской части Кашмира стоял популярный мусульманский деятель шейх Абдулла, но в 1953 г. он был арестован, после чего Индия отказывалась проводить плебисцит в Кашмире о его дальнейшей судьбе. Шейх Абдулла был освобожден после войны 1965 г. В начале 1975 г. он признал Кашмир частью Индии с гарантиями прав штата. Абдулла возглавлял индийский Кашмир вплоть до своей смерти в 1983 г. После смерти Абдуллы штатом правил его сын— Фарук Абдулла, но к концу 1980-х гг. ситуация осложнилась. Активизировался так называемый Фронт освобождения Джамму и Кашмира, требовавший «независимости». Начался террор против индуистов, вызвавший их бегство из Кашмира. Бежали, в частности, 400 тыс. брахманов-кандидов, выходцев из высшей брахманской касты Индии. Произошли серьезные беспорядки, во время которых множество людей было убито. Тогда индийское правительство отстранило Ф. Абдуллу и ввело в штате президентское правление. В Кашмир были направлены 600 тыс. индийских войск, которые и сегодня пытаются пресечь террор, восстановить порядок.
С тех пор в штате находятся индийские войска, происходят взаимные столкновения между мусульманами и индусами, военные проводят антитеррористические операции. Действия военных вызывают озлобление мусульман. Так, в 1993 г. войска окружили мечеть Хазрат Баль в Сринагаре, где хранится волос из бороды пророка — священная реликвия мусульман. Это было воспринято как провокация. В ходе военных операций была уничтожена в 1995 г. историческая мечеть Чараф-э-шариф. Пакистан обвинил Индию в геноциде мусульманского населения в Кашмире, в репрессиях и пытках мирных жителей. В Кашмире действуют несколько террористических мусульманских организаций
В последние годы оживились дискуссии об индийском федерализме. В августе 2000 г. парламент принял 84-ю поправку к Конституции, которая позволила создать 3 новых штата — Чаттисгарх, Уттаранчали Джаркханд. Они выделились из так называемых хиндиязычных штатов — Мадхья-Прадеж, Уттар-Прадеж и Бихар — значительную часть населения там составляют племена и мелкие языковые группы. Специалисты предполагают, что общее число штатов в Индии может достичь 58 (в настоящее время их — 28, а в 1956 г. было создано 14).