1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. РЕЛИГИЯ И КУЛЬТУРА ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

Религия и культура эллинистического периода

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Религия. Философия Города Наука Литература Возникли библиотеки период эллинизма развернулось широкое строительство городов
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Религия. В области религиозной жизни шло постепенное угасание полисной религии: ранее проникнутая духом гражданского коллективизма, теперь она приобрела личностный характер и в этом смысле подготовила почву для распространения христианства.

Период крушения полиса своим следствием имел обращение людей к царям как к высшим заступникам в земной жизни. «Другие боги далеки, или у них нет ушей, или они не существуют». Так распространялись и укреплялись царские культы – стержень власти правителей, имевших соответствующие эпитеты Сотер (Спаситель), Эвергет (Благодетель), Эпифан (Кто является, как бог).

В эпоху эллинизма (III-I вв.) происходило смешение традиционных греческих культов с восточными, экзотическими. Особенным престижем пользовался у греков Египет, в частности, мистерии Исиды, отождествленной с Деметрой. Такого рода соотнесения египетских божеств с греческими встречались часто: Амон – Зевс, Осирис – Дионис, Тот – Гермес.

Философия. Эллинистическая философия переориентировалась на проблемы этики и морали. Ведущие позиции заняли две крупные школы: стоиков и эпикурейцев. Основателем стоицизма (слово происходит от названия цветного портика в Афинах) считался философ Зенон (ок. 335 – ок. 262). Помимо особенного видения мироздания, учение стоиков касалось проблем внешнего поведения человека. Независимо от социального положения, все люди духовно равны из-за причастности божеству, мировому логосу, поэтому для человека, стремящегося к добродетели, идеал должен состоять в соответствии природе. Путь к счастью преграждают аффекты, человеческие чувства. Избавиться от них можно лишь посредством аскезы, совершенного бесстрастия, апатии. Стоицизм имеет сходство с буддизмом, напоминая путь достижения нирваны. Дух Востока действительно мог оказать влияние на греков.

Основоположником другого учения стал Эпикур, живший в то же время, что и Зенон. и написавший «Трактат о природе». Позднее произошло искажение понимания его философии, сведенной лишь к учению о наслаждении. По Эпикуру, все живое стремится к удовольствию, но истинное наслаждение есть отсутствие страдания и состоит в овладении внутренними инстинктами, а не в удовлетворении их, и добродетель – средство для достижения счастья.

И стоики, и эпикурейцы рассматривали земную жизнь как прелюдию к будущей, поскольку смерть для добродетельного человека, по их мнению, не являлась абсолютным концом.

Города. В период эллинизма развернулось широкое строительство городов, в которых большую роль играли постройки утилитарного гражданского назначения. При возведении городов применялась правильная регулярная планировка, и жилые кварталы создавались за счет перекрещивания улиц под прямым углом: город делился на прямоугольные или квадратные сектора. Это так называемая система Гипподама, архитектора V в. до Р. Х. Вводя регулярную планировку, он исходил из идеи особенного деления земель между гражданами, когда каждый сектор предназначался для участков различного юридического статуса.

Наука. Наука полностью отделилась от философии. При дворце Птолемеев в Александрии был создан Мусейон (место под покровительством муз), где трудилось множество ученых и философов. Развивалась математика, Эвклид создал знаменитые «Начала», лежащие в основе позднейших представлений европейцев о геометрии. Архимед, какое-то время работавший в Мусейоне, заложил основы рациональной механики и гидростатики, изобрел особый тип рычага и знаменитый винт для подъема воды при искусственном орошении. Эратосфен создал научную географию и первым измерил длину земного меридиана. В области астрономии возникли гелиоцентрическая (Аристарх с Самоса) и геоцентрическая (Гиппарх из Никеи) системы. Идея Аристарха о том, что Солнце находится в центре вселенной, а Земля вращается вокруг него, легла в основу теории Коперника.

Наука еще была ограничена условиями времени, поскольку не существова­ло удобных арабских обозначений чисел, точных инструментов наблюдения и т. п. Но расцвет науки стал в то же время и предельной точкой ее развития, посколь­ку в этой области римляне так и не сравнялись с греками. Европа вплоть до эпохи Воз­рож­де­ния будет жить за счет научного багажа, приобретенного в период эллинизма.

Военная техника. В связи с развитием точных наук, совершенствовалась и военная техника. В эпоху эллинизма возникли новые виды метательного оружия: катапульты и баллисты, стрелявшие большими стрелами и камнями, с дальнобойностью до 350 м. Появились модернизированные виды осадных башен (гелепол).

Литература. В литературе традиционные жанры утратили ведущие позиции. Трагедия и ораторское искусство потеряли свою популярность. Между авторами и правителями возникали особые отношения, основанные на покровительстве искусствам власть имущих, что неизбежно вело к развитию придворной литературы, преисполненной лестью. Получила распространение лирика ухода от действительности. Источником буколического жанра была народная поэзия. Пользовалась популярностью и поэзия путешествий в экзотические страны. Например, появилось подробное переложение мифа об аргонавтах.

Шел лихорадочный поиск нового, когда поэзия освобождалась от музыкального сопровождения и в ней особое внимание уделялось метрике. Распространилась «поэзия малых форм» – эклоги и эпиграммы. Стремление передать чувства отдельных людей способствовало развитию любовной поэзии, в которой изобретались разные символические образы: амуры, стрелы, сердца, цепи и т. д., и т. п., – оригинальные в эллинистическую эпоху, но баналь­ные в последующее время.

Изменилась и читающая публика: образованность распространилась среди богатых и знатных слоев общества, в связи с чем возникла и утонченно изысканная поэзия «для меньшинства», как это ни парадоксально, пришедшаяся по вкусу многим.

Возникли библиотеки, самая крупная имелась в Александрии, в Мусейоне (около 700 тыс. папирусных свитков), где учеными систематизировались труды предшествующих античных авторов. Именно в Александрии (примерно II в. до Р. Х.) был сделан первый перевод на греческий язык книг Ветхого Завета – Септуагинта (перевод 70 толковников).

Искусство. В искусстве традиционные направления формировались под влиянием школы Лисиппа, примером чему служит знаменитая Афродита (Венера) Милосская. Статуи и барельефы в эллинистическую эпоху пользовались популярностью, однако увеличение спроса на произведения искусства всегда ведет к появлению огромного количества вещей, рассчитанных на массовое потребление, – прямой путь к упадку настоящего мастерства.