1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. РЕНЕССАНС КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП

Ренессанс как культурно-исторический тип

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Термином «Возрождение» Проторенессанс высокое Воз­рож­де­ние ментальность — светская универсального человека Леонардо да Винчи Франческо Петрарка натурфилософию
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Термином «Возрождение» обозначается эпоха коренного историко-культурного перелома, охватывающая вторую половину XIV—XVI в., когда Западная Европа «покидает» Средневековье и входит в новый период развития — период ее исторического лидерства, положивший начало развитию современного мира (modernity).

Свое название эпоха Ренессанса (Возрождения) получила из-за широкого освоения античного наследия, кото­рое было вновь востребовано и как бы возродилось (также это было «возрождение человеческого духа»).

Эту эпоху пережили мно­гие страны, но наиболее яркий след она оставила в Италии, пройдя ряд этапов:

  • Проторенессанс — конец XIII—первая половина XIV в. ("треченто");

  • раннее Воз­рождение — вторая половина XIV—XV в. ("кватроченто");

  • высокое Воз­рож­де­ние — конец XV—первые три десятилетия XVI в. ("чинквеченто");

  • позднее Возрождение — вторая половина XVI в.

Как никакая другая эпоха, Возрождение оказалось богато причудливо пе­ре­плетенными, противоречивыми и, казалось бы, несовместимыми началами. Оставаясь глубоко верующими, деятели эпохи Возрождения ввели в культуру светскость и перестали воспринимать религию как единственную и идеальную систему духовной жизни. Они сумели земное поднять до небес, а небесное опус­тить на землю. Причем культура питалась одновременно и античностью, и христианством, но не превратилась ни в ортодоксально-религиозную, ни в язы­ческую. В ней можно найти элементы и средневековой культуры, и куль­ту­ры Нового времени, но однозначно она не была ни феодальной, ни буржуаз­ной.

В городской среде формировалась новая ментальность — светская, ориентированная на достижение земных целей — богатства, престижа, славы, чувственных удовольствий. Высшей ценностью горожанам представлялась жизнь активная, полная земных радостей. Религиозные идеалы и аскетическая мораль были отодвинуты на периферию сознания и жизни.

Город, его культура, рост светских настроений, пробуждение личной инициативы стали факторами, способствовавшими возникновению культуры Возрождения.

Однако следует признать, что, несмотря на столь решительно демонстрируемое создателями Возрождения отторжение от Средневековья, Возрождение впитало и наиболее яркие, ориентированные на человека традиции христианской культуры, возродив не только Античность, но и христианский дух любви к человеку, внимание к его индивидуальному внутреннему миру, чувство сопричастности божественному началу.

Диалог культур породил уникального носителя и творца новой культуры — универсального человека, обладающего разнообразными знаниями, много­сто­ронне развитого и образованного, представленного гуманистами и худож­ни­ка­ми Италии. Он не только понимал и разбирался в музыке, живописи, архи­тек­туре, точных науках, но и сам был художником, архитектором, музыкантом, поэтом, философом, инженером, математиком.

Ярким примером такого уни­вер­сального человека был Леонардо да Винчи, ставший первооткрывателем не только во многих сферах художественного творчества, но и в различных облас­тях науки. Он разработал теорию световоздушной перспективы в живописи, создал проекты землеройной машины, подводной лодки, летательного аппарата и многого другого.

Интеллигенция той эпохи ориентировалась на античные образцы в жиз­ни и общении, заимствовав из древности ученые пиры, диспуты. Возросший ин­терес к духовной связи через звучащее слово, к риторике, состязательному спору, изучению античных трактатов также опирался на античные образы и образцы. И это было отнюдь не манерничанье, но остро ощущаемая духовная потребность, приводившая к формированию уникального ренессанского диало­гиз­ма мышления, особой приподнятой эмоционально-психологической атмо­сферы.

Для деятелей эпохи Возрождения характерен интерес к человеку и лич­ност­ным качествам. Больше всего они ценили проявления доблестных усилий нового, просвещенного, добродетельного и универсального индивида. Это при­водило к идеализации и мифологическому возвышению человека, его инди­ви­ду­альности, что наиболее сильно проявилось в искусстве Высокого Возрож­де­ния, а также вело к осознанию нового типа личности, творящей эту истори­чес­кую среду и культуру.

Гуманизм был светским, преимущественно рационалистическим мировоззрением, противостоявшим корпоративной, церковно-схоластической средневековой культуре.

Родоначальник гуманизма — поэт Франческо Петрарка. Своим творчеством и всем строем своей жизни он утверждал новый стиль мышления, чувствования, бытия. Он выдвинул понятие «humanitas» (человеческая природа, духовная культура) как основу построения новой культуры, и прежде всего новой этики. Петрарка связал его с необходимостью изучения комплекса гуманитарных наук. Его идеалами были свобода человеческого духа, гармоничное развитие человека.

Гуманизм в лице своих лучших представителей призывал к активизации гражданственности, к деятельной жизни, направленной не только исключительно на самосовершенствование, но и на пользу сограждан.

Философия природы и рождение науки. Выступая против догматического мышления, гуманисты полагали, что возможно существование не одной, а различных концепций природы. Это разрушало средневековые представления о едином знании, единой интерпретации мира, а в итоге — о едином его Творце, т. е. об одном из основных постулатов средневекового христианства.

Мыслители Возрождения развивают натурфилософию — философское учение о природе. Природа рассматривается как универсальная реальность, имеющая свои законы существования. Изучение природы может осуществляться вне его соотнесения с теологическими догмами.

Идея познаваемости мира с помощью разума и ощущений была обоснована Леонардо да Винчи. Он высказал гениальную догадку, что Земля не является центром Вселенной. Эта догадка получила научное подтверждение в гелиоцентрической концепции Николая Коперника. Ее также развил Джордано Бруно в своем учении о множественности миров. Галилео Галилей стал одним из основателей экспериментально-теоретического естествознания. Он заложил основы современной механики, сформулировав принцип относительности движения, законы инерции, свободного падения тел и др. Его астрономические открытия разрушили религиозную картину космоса, способствовали формированию нового видения природы и Вселенной.

Возникшая культурно-историческая обстановка не только породила ог­ром­ное количество шедевров духовного и художественного творчества, но, са­мое главное, впервые утвердила и сформировала представление о торжестве са­мо­стоятельно живущего и творящего в этом мире индивида, оторванного от об­ще­ства и его социальных структур. Такой индивидуалистический тип личности воспринимался как высшая ценность не только внутренним я человека; пра­во на индивидуальное творчество, поведение и мышление признавалось за каж­дым человеком и со стороны общества. Так впервые в истории чело­вечест­ва вполне сформировалась индивидуальность как культурно-исторический тип.