Результаты «большого скачка» и «политика урегулирования» (1960—1962)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Официальная статистика КНР дает фантастические цифры экономического роста: 1958 г. — 66%, 1959 — 39%, даже за первую половину 1960 г. прирост составил 20%. Только за 1958 г. было введено в строй 700 крупных предприятий, т. е. столько, сколько за всю первую пятилетку. За 1959 г. введено в строй 671 крупное предприятие. Но все эти впечатляющие показатели не отражали реального положения в экономике.
В действительности же происходило следующее:
децентрализация промышленности привела к параличу крупных предприятий, так как местные власти не могли наладить полный экономический цикл, да и местное сырье не всегда было нужного качества;
«битва за сталь» дала много металла, но качество его оказалось настолько низким, что трудно было найти для него сферу использования. В результате огромные затраты ресурсов, сырья, энергии и труда пропали даром;
создание объектов инфраструктуры за счет «бесплатного труда» обернулось грубейшим нарушением инженерных норм при строительстве железных и шоссейных дорог, мостов, линий электропередач. Это приводило к тяжелым авариям, недавно построенные объекты выходили из строя;
«техническая революция», игнорирование знаний и опыта инженеров, техников и прочих специалистов повлекли за собой поломки оборудования в промышленности, сбои в работе крупных объектов, хотя причины аварий и объяснялись «вредительской деятельностью»;
ожидавшийся в 1958 г. рекордный урожай зерна совпал по времени с созданием коммун. Поскольку крестьянам приходилось заниматься всем, то убрать урожай полностью не удалось. А в следующие два года страну постигли стихийные бедствия, которые вызвали неурожаи и голод; от голода погибли миллионы людей, производство зерна упало до уровня 1954 г. ;
уравнение доходов, возможно, и вело к большей социальной однородности общества, но сводило на нет стимулы к эффективному ФУДУ.
Какова же реакция в руководстве КПК? Уже 9 декабря 1958 г. на Пленуме ЦК КПК отмечены некоторые «перегибы» в коммунах. Было решено, в частности, ограничить норму изъятия продуктов в деревне. Это была реакция на срыв сбора урожая 1958 г. В апреле 1959 г. Мао Цзэдун неожиданно подает в отставку с поста председателя КНР и его место занимает Лю Шаоци.
Однако внешне ничего в Китае не изменилось: официальная пресса продолжала славить коммуны и методы «большого скачка». Мало того, на том же Лушаньском Пленуме принято решение «Об антипартийной группе Пэн Дэхуая», осмелившегося критиковать ошибки открыто; он был снят с поста министра обороны и выведен из состава Политбюро ЦК КПК.
На протяжении всего 1960 г. в руководстве КПК происходила борьба. С одной стороны, сторонники прежнего курса призывали повысить плановые задания на 1960 г., совершить скачок в производстве стали, пытались создавать коммуны в городах. С другой — появилась так называемая группа «прагматиков» во главе с Чжоу Эньлаем и его заместителем Дэн Сяопином. Группа была немногочисленна, но эти люди отличались здравым смыслом и умением верно оценивать сложные экономические процессы. На короткое время ей удалось навязать свою точку зрения.
В январе 1961 г. состоялся Пленум ЦК КПК, который и принял важные решения.
Прежде всего, были изменены приоритеты в экономике: во главу угла ставилось развитие сельского хозяйства, затем — легкой промышленности и только потом — тяжелой. В соответствии с этим промышленность переориентировалась на выпуск сельскохозяйственной техники и товаров для населения. Были сокращены масштабы капитального строительства, многие предприятия тяжелой промышленности законсервированы.
Далее покончено с децентрализацией — в КНР вновь стали восстанавливаться кооперационные связи между предприятиями и отдельными регионами. На предприятиях возрожден принцип единоначалия, воссозданы инженерно-технические службы, вернулись к материальному стимулированию. 30 млн. крестьян, мобилизованных на работу в города, были возвращены к местам постоянного жительства.
Наконец, в сельском хозяйстве подтверждался переход к производственной бригаде как основной экономической единице на селе, отменялся коммунистический быт, восстанавливались рынки и торговля, разрешались крестьянские ремесла. По некоторым данным, «большой скачок» унес около 20 млн. жизней.
Все это происходило в сложных экономических условиях, на фоне резко ухудшившихся советско-китайских отношений. Уже в 1959 г., во время визита в Пекин Н.С. Хрущева, не было подписано даже совместного коммюнике. В следующем, 1960 г., советско-китайские разногласия вышли наружу: стороны публично обменялись обвинениями, началась полемика по теоретическим вопросам. В августе того же года Н.С. Хрущев неожиданно приказал отозвать из Китая 12 тыс. советских технических специалистов; они вернулись, увезя с собой планы проектов, над которыми работали.
Этот шаг возмутил китайцев, началось быстрое свертывание экономических связей. По времени это совпало с экономическими проблемами, порожденными «большим скачком»: именно в 1961 г. промышленное производство сократилось сразу наполовину. Необходимы были чрезвычайные усилия, чтобы как-то стабилизировать ситуацию.
Политика «урегулирования» продолжалась и в начале 1962 г. Началась реабилитация партийных кадров, пострадавших во время «большого скачка», — всего было пересмотрено около 3,5 млн. персональных дел. Но дело Пэн Дэхуая так и не было пересмотрено. В феврале 1962 г. Мао Цзэдун на расширенном совещании в ЦК КПК продолжал каяться в «ошибках», многие лидеры по его примеру выступали с самокритикой.
В мае 1962 г. Дэн Сяопин предложил идею «закрепления заданий за дворами»: конкретным семьям на селе должны даваться задания, по выполнении которых крестьянин мог самостоятельно распоряжаться излишками. Это вызвало гневную критику в партии, обвинения в «возврате к капитализму». В самом деле, это был бы шаг к роспуску кооперативов, поощрению частной инициативы. В то время эта идея была в КНР отклонена.
В сентябре 1962 г. «прагматики» в КПК подверглись суровой критике, прежде всего Дэн Сяопин. Они были обвинены в пособничестве «ревизионизму» — так в КНР стали называть СССР. На Пленуме прозвучали идеи «четырех чисток»: идеологической, экономической, организационной и политической. Политика «урегулирования» завершалась, время доминирования «прагматиков» в КНР заканчивалось.