Стремление сохранить вселенский, наднациональный характер папства побудило Пия IX опубликовать 8 декабря 1864 г. энциклику «Quanta cura» («Сколь многих»), осуждавшую почти все достижения светской науки и политической мысли последних столетий. Это была попытка принудить церковь и верующих отвергнуть буржуазные преобразования. К энциклике прилагался не подлежащий оглашению документ под названием «Силлабус, или Перечень главнейших заблуждений нашего времени» — собрание изречений Папы и 80 положений, осужденных и отвергнутых Папой, поскольку церковь не могла с ними смириться. Например, осуждались пантеизм, т. е. отождествление Бога с природой, натурализм, отрицавший воздействие Бога на людей и мир, индифферентизм, т. е. безразличное отношение к религии, ее свободный выбор, социализм, коммунизм, общества по исследованию библии. Отвергались так называемые лжеидеи об обществе, включая светскую школу, гражданский брак.
В Европе сложилось мнение, что католическая церковь отстала на целую историческую эпоху. Во многих странах запретили публикацию «Силлабуса». Даже внутри самой католической церкви не все соглашались с консервацией старых порядков и игнорированием процесса преобразования мира.
На Вселенском соборе в Ватикане в 1870 г. был принят догмат о непогрешимости Папы Римского, объявлялась, что власть Папы распространяется на каждого верующего и каждого священника, его решения в вопросах веры и нравственности обязательны для всей церкви. Это означало процесс централизации папской власти, стремление к духовному подчинению государств с преобладающим католическим населением. Епископы окончательно потеряли самостоятельность, были низведены до положения папских служащих, посредников между Папой и верующими. Для признания и распространения теологических концепций требовалось прямое одобрение Папы. Все это не соответствовало духу свободомыслия эпохи, вело к изоляции папства, отходу светского мира от церкви, усилению безверия. Папство вело борьбу против так называемых старокатоликов, не признавших непогрешимость Папы, и модернистов, пытавшихся совместить лояльное отношение к церкви с признанием достижений науки.
Лев XIII видел цель своего пребывания в сане Папы во внутреннем совершенствовании церкви и устранении конфликта между ней и обществом. Церковь и государство он считал составными частями мирового порядка, исходя из чего необходимо действовать в согласии друг с другом. Папа заявил о признании любых форм государства и всех политических систем, если они соответствуют принципам справедливости, действуют в рамках законности, обеспечивают уважение религии. Граждане должны пользоваться умеренными политическими свободами, соблюдать законы, почитать церковь. Таким образом, папа признавал буржуазное государство и парламентскую демократию, позитивные стороны либерализма с его постулатами прав и свобод человека.
14 мая 1891 г. папа обнародовал энциклику «Rerum novarum» («О новых вещах»), в которой заявил о необходимости поиска христианских решений социальных проблем. Подтвердив законность частной собственности, не допускал ее использования без пользы для общества, осуждал капитализм, воплощающий социальную несправедливость, выступал за элементарные права трудящихся.