Северное Возрождение и гуманизм во второй половине XV - XVI вв
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Северным возрождением обозначают процесс изменения общественного и культурного строя Англии, Франции, Германии, Нидерландов, Швейцарии, отчасти, Испании и Польши.
Северное возрождение имеет ряд отличий от Итальянского, классического, возрождения. Во первых, оно идет из готики, а не из античной культуры. Во вторых, проявляется оно не в искусстве и архитектуре, а в первую очередь в литературе, науке, общественной мысли.
Северное возрождение имеет в основе не идею о смене старых церковных традиций новыми (в смысле возрожденными античными), а идею о религиозном «обновлении», при котором старые традиции остаются.
Скульптура, архитектура и прикладное искусство практически не меняются. Для них характерен натурализм, готическая миниатюра сильно приближена к реальности.
Новыми центрами культуры становятся Париж, Прага, Вена, Барселона. Важной идеологической составляющей Северного Возрождения стала Реформация
Главным принципом культуры во Франции, Нидерландах, Германии и т.д. становится принцип «нового искусства» (Ars Nova). Также одноименный период. В 1420 е-1430 е складывается Франко-Фламандская школа. В рамках ее работают живописцы Лимбурги, скульптор Клаус Слютер и другие. Переработка художественных и духовных традиций средневековой культуры, интерес к человеку и природе (ван Эйк, ван дер Вейден, Мемлинг и другие).
Основу творчества продолжают составлять средневековые сюжеты, морализирующие картины (Босх), на рубеже 15-16 веков появляются также национальные мотивы.
Главные работы этого периода: Кристус «Мадонна сухого дерева» (идея о спасении сухих деревьев и грешного человечества Богом», Мемлинг «Портрет молодого человека».
В 16 веке итальянский классический ренессанс начинает проникать в Северные страны. Под влиянием гуманизма и реформационных движений, Северное Возрождение постепенно утрачивает свой христианский характер и переходит к светских жанрам. В живописи – портрет, пейзаж и бытовой жанр, в литературе – сатира. Развиваются национальные традиции, в искусстве отражается жизнь и настроение эпохи в той или иной стране (Питер Брейгель). Кончается время ars nova, основной идеей Возрождении становится «золотая середина» между христианской и светской культурой.
Для Англии христианские религиозные основы никогда не были свойственны, однако, все же английский гуманизм можно причислить к северному. Для Англии свойственен рационализм. Здесь множество направлений – оксфордские профессора (Колет, Линакр) поддерживают идеи итальянских гуманистов, ученик Колета Томас Мор выступает против реформации (казнен), Уильям Шекспир разрабатывает идею того, что человек – не титан и не всемогущий. Фрэнсис Бэкон выдвигает идею эмпиризма.
Французское возрождение также связано с эпохой арс нова. Здесь очень сильны национальные традиции – выработка национального языка, стиля, искусства, обновление национального характера. Франция воспринимает итальянские традиции в живописи, архитектуре. В 1520 е появляется маньеризм – стиль монументальности. Пьер Леско строит Лувр, развитие скульптуры: Мишель Коломб, Жан Гужон, Пилон. Под влиянием «школы Фонтенбло» формируется французское искусство. Параллельно с этим существует гугенотский стиль, черты которого – трагизм, тьма, разочарование. Затем французское возрождение попадает под влиянием нидерландского, прекращается вычурность, к 1580 году французское возрождение стихает.
Немецкое возрождение (1500-1540 гг.). Самое блестящее и самое кратковременное. Здесь дольше всего сохраняются традиции готики и арс нова. Представители раннего немецкого возрождения – Альбрехт Дюрер («Апокалипсис», «Святой Иероним»), Виц («Благовещение Марии»). Позднее вырабатывается реалистический стиль, стиль упрощенный, на портретах обычные люди. Кранах (портреты Лютера и Меланхтона). Стремление к обобщению в аллегорических формах, изображается уродство (Гольбейн). Центром христианского гуманизма является Эрфуртский кружок (основатель – Марциан Руф). Идеи – возвращение к раннему христианству. Переработка Священного писания, переводы и издания Библии, переработки трудов неоплатоников. Истина – в Боге, а не в Церкви. Формирование нового этического идеала – Эразм Роттердамский.
Конрад Цельтис – культурное преобразование, постепенный переход к национальной традиции, поэзия, любовь к Богу.