Схоластическая мысль католического Запада в IX-XII вв.
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Само слово
В схоластической философии выделяют ранний (IX—XII века), средний (XIII век) и поздний (XIV и XV века) периоды.
Ранняя схоластика (IX—XII века) была периодом почкования, а не расцвета, поскольку не создал достаточно полной философской концепции. Тем не менее он все-таки подготовил расцвет и создал условия для того, чтобы в XIII в. система средневековой философии сразу появилась готовой и завершенной. Схоластика в этот период имела абсолютно религиозный характер.
Главные представители: в Германии — Гуго Сен-Викторский; в Англии — Иоанн Скот Эриугена, во Франции — Иоанн Росцелин, Пьер Абеляр, в Италии — Ансельм Кентерберийский и др.
природу творящую и несотворенную (Бог как творец мира);
природу творящую и сотворенную (мир идей);
природу нетворящую и сотворенную (мир вещей);
природу нетворящую и несотворенную (Бог как конечная цель, вобравшая в себя все остальное).
То, что Эриугена пишет о Боге как сущности всех вещей, привело к тому, что в его сочинениях усмотрели пантеизм (отождествление мира и Бога) и учение Эриугены неоднократно было осужден церковными властями.
Согласно Абеляру, общее существует в отдельных индивидах, а человеческий разум в состоянии воспринимать это общее и формировать «концепты» (понятия). Эта позиция получила наименование концепутализм. Абеляр также известен своим анализом интенции (намерения): двое людей могут совершать одинаковый поступок, но один невольно, внутренне сопротивляясь необходимости его совершать, другой – по своей воле, намеренно; с точки зрения Абеляра, оцениваться должно не только совершенное деяние, но и интенция (намерения).
К XII в. относится возникновение Шартрской и Сен-Викторской школ.
Шартрская школа. Выходцем из Шартрской школы был Жильбер Порретанский (ок. 1076 – 1154), преподававший затем в Париже. Жильбер вводит различие между «тем, что есть» и «тем, на основании чего нечто есть»: так конкретные люди существуют благодаря причастности человеческой природе. Распространяя это деление на сферу божественного, Жильбер говорил о «божественной сущности», благодаря которой существует каждое из трех божественных Лиц.Сен-Викторская школа. Гуго Сен-Викторский. Ему принадлежит и доказательство бытия Бога, исходящее из осознания собственного существования: для каждого человека непосредственно достоверно, что он существует, причем как духовное существо, отличное от неодушевленного мира, и таким образом его превосходящее. Но сама душа не является источником собственного существования, поэтому нуждается в более высокой причине, которой и является Бог.