1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО ПОДХОДА К ИСТОРИИ

Сущность и особенности цивилизационного подхода к истории

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

А.Д. Тойнби понятия "цивилизация" три основных типа О. Шпенглера
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Теория "локальных цивилизаций"- является одним из критериев подхода к изучению истории. Существует несколько вариантов цивилизационного подхода.

  • Понятие "цивилизация" совпадает с индустриальной стадией развития.

  • Вместо понятия "цивилизация" вводится понятие "культурно - исторический тип".

  • Понятие "цивилизация" является основной типологической единицей истории.

Принципы и подходы в изучении истории при помощи понятия "цивилизация" разработаны английским историком, философом и социологом А.Д. Тойнби. По его мнению, история человечества - это совокупность историй отдельных локальных цивилизаций, которые проходят через стадию возникновения, роста, надлома, разложения и гибели. Стимулом развития цивилизаций являются проблемы, встающие перед обществом ("вызов"). Это могут быть тяжелые природные условия, освоение новых земель, нашествие врага, социальный гнет. Общество должно найти "ответ" на этот вызов. Факторами, определяющими цивилизацию, являются: географическая среда обитания; система ведения хозяйства; социальная организация; религия и духовные ценности; политическая индивидуальность; особая ментальность, позволяющая воспринимать и осознавать мир и самих себя.

Цивилизация (одно из многочисленных определений) – это исторически обусловленная специфическая форма существования крупномасштабного общества, прошедшего свой исторический путь (зарождение, развитие, расцвет и гибель), на котором были созданы присущие лишь данному обществу социально-экономическая, политическая и культурная системы с их основными ценностями и принципами жизнеустройства.

Центральное место в каждой цивилизации занимает человек, который и выступает ее носителем. Человек является не только частью системы социально-экономических связей, определяющихся его производственным и сословно-классовым положением, но и культурно-историческим типом, несущим в себе картину мира с присущими данной цивилизации базовыми ценностями и ориентирами, которые и формируют мотивацию поведения человека. Таким образом, изучение истории с помощью цивилизационного подхода раскрывается через познание человека данной эпохи. При этом прошлое познается через объективизацию субъекта, т.е. через раскрытие внутреннего «я» человека во всем многообразии его деятельности (трудовой, социальной, политической, идеологической, повседневно-бытовой) и общественных связей.

Основные аспекты цивилизации раскрываются по линиям взаимоотношений: человек-природа, человек-социум, человек-культура. Во всех сферах общественной жизни (природной, социальной, духовной) каждый культурно-исторический тип отвечал на «вызовы» времени в соответствии со своими представлениями об окружающем мире. При этом в своей творческой деятельности человек стремился максимально гармонизировать свои взаимоотношения с каждой из этих трех сфер.

Суть цивилизационной концепции заключается в том, что история человечества рассматривается как пространство, заполненное самобытными регионально-культурными организмами или локальными цивилизациями. Каждая из них в своем существовании и развитии подчиняется органическому принципу, проходя стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели.

Таким образом, движущим началом истории является практическая деятельность человека с целью гармонизации условий своего существования, а своеобразие цивилизации отображается в его картине мира.

В стадиальной теории на первый план выводит общее — единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций — индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга.

Выделяют три основных типа Ц:

  • Народы без идеи развития (вне исторического времени) – первобытное состояние общества (адаптация, гармония человека и природы, повторение традиций, запрет на их нарушение) – племен в Африке, Америке, Сибири.

  • Восточный (циклический характер развития) – сохранение религиозных приоритетов, отсутствие ярко выраженных классовых различий и развитой частной собственности, наличие кастовых общин. Прогресс идет замедленно, циклами.

  • Европейский (прогрессивный) – идея непрерывного развития, рационализм, престиж результативного труда, развитая частная собственность, рыночные отношения, наличие гражданского общества.

Все типы Ц равны перед историей, им присущи недостатки и достоинства. В первом решена проблема гармонии человека и природы, но человек не самореализуется. Восточное общество направлено на духовность, но не ценит личность. Европейская Ц дает человеку шанс самореализации, но быстрые темпы развития приводят к мировым войнам, революции, острой социально-классовой борьбе.

Более или менее законченную разработку теория локальных цивилизаций получила в работах историков Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия) и А. Тойнби (Англия). Научное значение этой теории заключалось в том, что она вскрыла ограниченность рационалистической концепции истории и дала толчок для дальнейшего развития исторической науки, обретения ею теоретической самостоятельности, а также способствовала развитию этнографических исследований народов Америки, Африки, Астралин, Полинезии и др., находящихся на первобытной ступени общественного развития. Эта теория способствовала преодолению европоцентризма, создала предпосьшки для непредвзятого, объективного изучения иных культур.

В последние годы большой интерес вызывают работы русского историка Л. Н. Гумилева. Опираясь на установки теории локальной цивилизации (прежде всего на работы Н. Данилевского и историков «евразийского» направления), он рассматривает в качестве базовой структуры исторического процесса этнос - общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатических условий жизни этой общности).