1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. СУЩНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ФЕОДАЛЬНОЙ СЕНЬОРИИ И ВАССАЛЬНО-ЛЕННОЙ СИСТЕМЫ

Сущность классической феодальной сеньории и вассально-ленной системы

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Феодальное государство Вассально-сеньориальная иерархическая цепочка Ленная курия Феод Инвеститура Оммаж Кастелян
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Феодальное государство было обществом с четко выраженной вертикальной иерархией. Иерархия эта, впрочем, носила весьма специфический характер. В ее основе лежали вассально-сеньориальные отношения, особый тип общественных отношений, характерный для Средневековья.

Вассально-сеньориальная иерархическая цепочка в своем классическом виде состояла только из двух человек. Сеньор, богатый землевладелец, давал одному из своих подданных земельный надел в пожизненное пользование, а за это требовал верной службы и личной преданности. Подданный (вассал) приносил сеньору клятву верности в момент получения этого надела, называвшегося в разных странах по-разному. В Германии это был лён, феод или бенефиций, во Франции – фьеф, но суть оставалась неизменной.

Ленная курия – совет, в который входили сеньор и все его вассалы. Курия решала различные вопросы, регулировавшие взаимоотношения вассалов и сеньора.

Феод был своего рода жалованьем, назначаемым за воинскую службу. Обязательная служба отнимала у вассала от полутора до двух месяцев в году, однако в случае военных действий он обязан был явиться ко двору сеньора в полном вооружении и на коне, а также привести с собой отряд обученных и вооруженных воинов. Впервые раздачу земель королевским воинам в качестве обеспечения их службы провели франкские короли династии Каролингов, которые ввели бенефиции в широкий обиход. Поначалу бенефиции являлись временным даром, не умалявшим богатств короля – единственного, кто во всем государстве обладал правом давать бенефиции.

Королевский вассал, давая кому-то из своих подданных земельный надел в феодальную собственность, сам становился сеньором. Его вассалы приносили клятву верности только ему и никоим образом не подчинялись королю. «Вассал моего вассала – не мой вассал» – таков был основополагающий принцип вассально-сеньориальной иерархии. На практике это означало, что короли теряли контроль над подданными. Король не мог повелевать подданными своих вассалов, поскольку в этом случае его же вассал мог вступиться за своего вассала, исполняя клятву сеньора. Еще больше запутывало отношения между сеньорами и вассалами то, что вассал мог приносить клятву верности не одному господину, а нескольким, причем даже в разных странах.

В целом структура сеньориально-вассальной зависимости состояла из четырех уровней. Главой государства являлся король. Считалось, что ему принадлежит вся земля в королевстве, из которой он и раздает феоды своим подданным. Наряду с феодами, король владел и собственными земельными угодьями – королевским доменом, доходы от которого составляли основу его богатства. В масштабах всего государстве король обладал верховной властью в военных и судебных вопросах. Здесь его слово или слово его представителей было решающим, независимо от того, на чьей земле, например, вершился королевский суд. Король не являлся ничьим вассалом в своем государстве, однако нередко приносил клятву вассальной верности другому королю или императору, а подчас и папе римскому.

Ступенью ниже на иерархической лестнице стояли вассалы короля – герцоги и графы, владевшие обширными областями. В пределах своих феодов графы и герцоги обладали всей полнотой власти. Они, а не королевские слуги, собирали налоги и подати, вершили суд, чеканили монету, организовывали войско. К высшей светской знати были приравнены и духовные правители герцогств, княжеств и областей – архиепископы и епископы. В тех странах, где право назначения епископов принадлежало королю, они всецело подчинялись ему. Там же, где церковь обладала большей самостоятельностью, король лишь подтверждал назначение епископа. Духовную инвеституру – введение епископа в должность – осуществлял папа, вручая посох и кольцо, символы власти. Лишь после этого король проводил светскую инвеституру епископа, передавая ему горсть земли и ветку дерева.

Инвеститура (лат.) – юридический акт передачи феода, должности или сана, закреплявший феодальную зависимость. Церковная инвеститура осуществлялась сперва папой, назначавшим на церковную должность, затем светским правителем (графом или королем), который давал землю и вводил тем самым в сан..

Строго говоря, «рыцарями» с начала XI века назывались в средневековой Европе почти все знатные люди. Латинский термин “miles” («рыцарь») иногда подменял собой титул “nobilis” («знатный человек»), доставшийся Средневековью в наследство от римской эпохи. Означал он человека дворянского происхождения, получившего необходимую воинскую подготовку, имеющего собственное вооружение (желательно и коня) и прошедшего обряд посвящения в рыцари. Все рыцарство делилось на две категории – кастелянов, владельцев замков, и простых рыцарей. Кастеляны (от короля до герцога, а кое-где до барона) обладали практически неограниченной властью в своих феодах, вплоть до права чеканить свою монету. Единственным ограничителем воли вассала мог выступить его сеньор, но по мере того, как феоды становились наследственными владениями, власть сеньора над вассалом слабела.

Что же касается мелких рыцарей, многие из которых, помимо феода, имели еще и собственный аллод, то их положение на низшей ступеньке иерархической лестницы определялось не только бедностью, но и чисто социальными причинами.

При передаче феода земля переходила от сеньора к вассалу со всем, что на ней было, в том числе и с крестьянами, «прикрепленными» к этой земле. Таким образом, рыцарь не имел не только права, но и возможности обзаводиться собственными вассалами.

По мере того как различие между вилланами и сервами стиралось (вилланы в период становления феодализма были меньше привязаны к земле, чем сервы, находившиеся фактически на положении рабов) и обе категории крестьян переходили в разряд крепостных, их начинали именовать просто «обитателями» -manants.

В своей классической форме феодализм как общество с четко выраженной иерархией и общественными отношениями, основанными на личной верности вассала сеньору, просуществовал не так уж долго. Феодальное общество постоянно тяготело ко все большей раздробленности.

Оммаж – церемония, оформлявшая заключение вассального договора.

Практика передачи феода не во временную, а в наследственную собственность, не раз упоминавшаяся здесь, также разрушала саму основу феодальной верности. Вассал становился фактически не подвластен сеньору, потерявшему главный рычаг воздействия.

Кастелян – крупный феодал, обладавший правом на строительство собственного хорошо укрепленного замка и в значительной степени независимый от короля.