Вавилон в эпоху Старовавилонского царства и при касситской династии
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Борьба городов Двуречья и возвышение Вавилона. После падения III династии Ура в Двуречье на протяжении двух с лишним столетий наблюдается усиление центробежных сил, политическая раздробленность и междоусобные войны.
Завоеватели-амореи основали несколько государств, из которых два Исин и Ларса оказались более сильными, и властители их именовали себя царями Шумера и Аккада, т. е. претендовали на власть над всей страной. Однако, ослабляя друг друга, они не в силах были осуществить свои притязания. Самостоятельную роль играли аморейские царства за пределами собственно Двуречья (Мари на среднем Евфрате и Эшнунна к востогу от Тигра). Кроме того, в дела Двуречья пытается вмешиваться семитический город-государство Ашшур (на среднем Тигре, ядро будущей Ассирийской державы).
Наконец, возвышается город Вавилон. До XIX в. до н. э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата (южнее современного Багдада), не играл самостоятельной политической роли и не отличался большими размерами. В дальнейшем, Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших соседей – Киша и Аккада.
Образование Старовавилонского царства. С 1894 по 1595 г. до н. э. здесь уже правит самостоятельная династия, которая ведет активную внешнюю политику и стремится к объединению всего бассейна Тигра и Евфрата под своей властью.
Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который проявил себя опытным и умелым дипломатом, использующим распри и столкновения соседей. Он заключает тесный союз с богатым государством Мари, держащим в своих руках торговый путь, ведущий к побережью Средиземного моря.
Обеспечив, таким образом, свою северную границу, Хаммурапи сосредоточивает главный удар против Ларсы, связанной с Эламом.
Разгромив этого наиболее опасного соперника, Хаммурапи решительно разрывает дружеские отношения с Мари, захватывает этот город и разрушает его дворец (одно из лучших архитектурных сооружений того времени). Под его власть попадает также Ашшур, и таким образом создается обширное Старовавилонское царство, охватившее большую часть Месопотамии.
Свод законов царя Хаммурапи. О внутренней политике Хаммурапи мы узнаем из его переписки с вельможами и чиновниками и в особенности из изданного им свода законов. Эти законы начертаны на базальтовом столбе, украшенном рельефными фигурами.
Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения. Особое внимание уделяется сельскому хозяйству. Самым детальным образом регулируются условия аренды поля и сада. Наряду с сохранившимися еще элементами натурального хозяйства (иногда товары оплачиваются зерном и возмещение убытков производится натурой) все более усиливаются денежные отношения, причем мерилом стоимости является серебро в слитках.
По своему юридическому положению все население страны делится на свободных, находящихся под охраной законов, и рабов, находящееся в полном распоряжении господина.
Главным способом превращения массы сограждан в рабов была долговая кабала, и именно долговую кабалу законы Хаммурапи стремятся ограничить. Стоя на страже частной собственности, закон допускал взыскание долга и процентов, но вводил это взыскание в определенные рамки, обуздывая чрезмерные аппетиты хищных заимодавцев. Долг отрабатывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трех лет, причем в отличие от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына за насильственную смерть сына должника, отрабатывающего долг отца.
Свободные люди, по законам Хаммурапи, независимо от своего экономического положения делятся на две группы, различающиеся по своим правам. С одной стороны, упоминаются полноправные «сыны мужа» (маравелим), а с другой стороны, «подчиненные» (мушкену). Последние были собственниками и частично даже рабовладельцами, но тем не менее были ограничены в своих правах. За нанесение увечий мушкену виновник платил штраф, тогда как за членовредительство, причиненное «сыну мужа», преступник карался по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»).
Царская власть при Хаммурапи имела по-прежнему деспотический характер, и царь мог вмешиваться во все взаимоотношения между подданными, даже в их личную жизнь. Так, муж имел право убить на месте преступления жену-изменницу и ее соблазнителя. Но если муж прощал преступную жену, то и царь имел право помиловать ее любовника. Закон обеспечивал полное подчинение детей отцу. Сын, ударивший отца, наказывался отсечением кисти руки.
Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предполагают. Основы деспотии сохранились в полной мере. Правда, претензий на обожествление своей личности вавилонские цари, в отличие от царей III династии Ура, не предъявляли, но они провозглашали себя ставленниками богов, даровавших им престол.
Кроме законов, Хаммурапи обратился к упорядочению верований. Аба был у аккадцев и Энлиль у шумеров. Именно Хаммурапи способствовал выдвижению на передний план нового бога – куратора государства. Это Мардук, первый в истории человечества языческий бог, основной специальностью которого является поддержание порядка в государстве и дача санкции на деятельность монарха. Египтяне до этого не додумались, хананеям это вообще было не нужно. Мардук – это бог общественных отношений, бог социальных институтов, и самое главное, патрон царя. Ни за какой дождик или грозу Мардук не отвечает, даже плодородие его не касается.
Вторжение касситов. При преемниках Хаммурапи центральная власть в Вавилонии вновь ослабевает. Происходит отпадение южных областей, а с северо-запада вторгаются народы Малой Азии хетты и касситы (вопрос о первоначальной родине касситов является спорным. Обычно ее локализуют на восток от Месопотамии (в горах Загроса). Однако имеются данные в пользу того, что они пришли из Малой Азии).
Если нашествие хеттов разграбивших около 1595 г. до н. э. Вавилон было лишь сокрушительным набегом, то касситы внедрялись постепенно и прочно. После того как хетты во главе с Мурсили I вторглись в Месопотамию и низложили последнего царя Вавилонской династии – Самсудитану, касситы захватили царскую власть в Вавилонии. Их правление продолжалось более 400 лет.