Великий церковный раскол, или схизма, который окончательно произошел в 1054 г., начался задолго до XI в. Его корни следует искать в противоречиях между Константинопольской и Римской церквями. Всего в I тысячелетии н. э. было пять патриархатов – Римский, Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский. Александрийский патриарх при этом именовался папой, то же самое касается и римского патриарха. На протяжении многих веков точно так же именовались и другие епископы.
Все пять патриархов имели одинаковые права и считались независимыми друг от друга. Постепенно римские епископы укрепляли свою власть и поставили себе цель подчинить всех остальных патриархов. При этом Папа Римский стремился стать главой всей христианской церкви, 17 ссылаясь на столичное положение «вечного города» и на преемственность римской епископской (папской) кафедры от апостола Петра. При этом римские папы, пытаясь оправдать свое преимущество перед остальными патриархами, ссылались на так называемый Константинов дар (лат. Donatio Constantini), или Вено Константиново – подложный дарственный акт (лат. Constitutum Constantini) Константина Великого Римскому Папе Сильвестру, кроме всего прочего, обосновавший высший сюзеренитет в средневековой Европе. Остальные патриархаты посчитали такое притязание римского папы на вселенскую власть незаконным, что явилось главной причиной раскола.
Были и другие причины. Постепенно восточная и западная части некогда единой Римской империи все более и более обособлялись друг от друга. Уже в конце III в. и особенно с IV в. Римская империя была фактически разделена на восточную и западную. На западе власть вскоре захватили варвары (германцы), образовались варварские королевства. На востоке на протяжении многих веков сохраняла единство Византийская империя. С веками различия между церквями углублялись.
В 800 г. король франков Карл Великий был коронован в Риме папой Львом III как римский император. В Византии сочли это обстоятельство прямым нарушением принципа преемственности, считая, что только их императоры являются наследниками Римской империи. Все это не способствовало улучшению отношений между церквями.
Существовали и культурные причины, в частности, различия в языке богослужения. Так, на западе богослужения традиционно велись на латыни, а на востоке – на греческом языке.
Имели место и догматические разногласия. Главным из них считается распространенный на западе принцип filioque («филиокве», букв. пер. с лат. «и от Сына»), согласно которому Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына. Первоначально этот принцип получил распространение в Испании (он был принят на Толедских соборах VI–VII вв.), предположительно как защитная мера против арианской ереси. Затем этот принцип распространился на другие западноевропейские страны. Если еще в начале IX в. Папа Римский Лев III считал данный принцип неприемлемым, то уже к XI в. «филиокве» прочно вошел в богослужебную практику всей Римской церкви.
Восточная церковь категорически возражала против этого принципа, ссылаясь на принятый первыми Вселенскими соборами Символ веры.
На протяжении всей истории христианства существовали и глубокие обрядовые расхождения между церквями. С веками они только усиливались. К примеру, если латиняне употребляли на евхаристии (таинство причастия) пресный хлеб, то в восточных церквях использовался для этих целей исключительно квасной хлеб.
Непосредственным поводом для церковного раскола явился конфликт между Римом и Константинополем и их первоиерархами. В 1054 г. Папа Римский Лев IX направил в столицу Византии легатов во главе с кардиналом Гумбертом. Поводом к такому решению явилось закрытие Константинополем в 1053 г. латинских церквей, которое было осуществлено по личному распоряжению Константинопольского патриарха Михаила Керулария. Его помощник (сакелларий) Никифор выбрасывал из дарохранительниц святые дары, приготовленные по западному обычаю из пресного хлеба, и топтал их ногами. Радикальное решение Константинополя закрыть латинские церкви было обусловлено тем, что в землях Южной Италии, формально принадлежавших Византии, греческий обряд постепенно вытеснялся римским.
В 1054 г. Папа Римский Лев направил в Константинополь послание, в котором, ссылаясь на Константинов дар, предъявлял претензию на верховенство во вселенской церкви. Патриарх Константинопольский отверг эти притязания, и тогда в том же году Папа Римский отправил в Византию посланников (легатов) для улаживания спора.
После смерти папы Льва IX, 16 июля 1054 г., в храме святой Софии в Константинополе папские легаты объявили о низложении Керулария и об отлучении его от церкви. После этого 20 июля патриарх константинопольский предал легатов анафеме (проклятию).
Так окончательно оформилось зревшее в течение многих веков разделение церквей на восточную (православную) и западную (католическую). Для характеристики Православной церкви используются и другие названия: Православная христианская, Восточная православная, Восточная православная кафолическая и др. При этом часто слово «кафолическая» опускается.
В 1964 г. в Иерусалиме прошла встреча между Константинопольским Патриархом Афинагором и Папой Римским Павлом VI, в результате которой в декабре 1965 г. были сняты взаимные анафемы и подписана совместная декларация. Однако это событие не имело никаких реальных практических последствий; между православной и католической церквями по-прежнему отсутствует евхаристическое общение (то есть православные и католики не могут совместно совершать основное богослужение церкви – божественную литургию). 12 февраля 2016 г. в международном аэропорту Гаваны состоялась встреча предстоятеля Русской православной церкви Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла с Папой Римским Франциском, однако и ее решения имеют чисто декларативный характер.