1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИХ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Великие географические открытия и их исторические последствия

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Великие географические открытия Предпосылки Великих географических открытий каравелла картографии Христофор Колумб Васко да Гама Бартоломеу Диаш
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Великие географические открытия — период в истории человечества, начавшийся в XV веке и продолжавшийся до XVII века, в ходе которого европейцы открывали новые земли и морские маршруты в поисках новых торговых партнеров и источников товаров, пользовавшихся большим спросом в Европе.

Предпосылки Великих географических открытий. Народы Евро­пы издавна поддерживали торговые отношения со странами Востока, как европейцы называли земли, лежавшие за пределами христианской Европы. Они были в этом жизненно заинтересованы.

В странах-наследницах древнейших цивилизаций Ближнего Восто­ка, Южной Азии и Дальнего Востока издавна был достигнут более вы­сокий уровень ремесленного и сельскохозяйственного производства. Благодаря значительно большей численности населения Восток был лучше Европы обеспечен рабочей силой. Это имело решающее значе­ние, когда во всех отраслях производства безраздельно господствовал ручной труд. Более благоприятный для выращивания сельскохозяйст­венных культур климат позволял во многих странах Азии собирать по два-три урожая в год.

Европа традиционно завозила с Востока такие продукты сельского хозяйства и изделия ремесла, которыми сама не была обеспечена или которые заметно превосходили качеством ее собственные. Среди них были пряности, тростниковый сахар, чай, кофе, предметы роскоши дорогие и сложные в изготовлении ткани (парча, бархат, шелк, ситец), а также посуда из фарфора, украшения, драгоценные камни и пр. На­конец, в Европе ценилось изготовленное восточными мастерами хо­лодное оружие из особо прочной и гибкой стали. Традиционные пути торговли между Европой и Востоком сложились еще в глубокой древности.

Новейшие достижения в кораблестроении, навигации и картографии, сделанные в XVI и XV веках, сделали возможными длительные морские путешествия, что позволило обогнуть Африку, достигнуть Америки и совершить кругосветное путешествие.

Непосредственной их причиной были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых распространялась слава как о стране несметных сокровищ. Великие географические открытия стали возможны благодаря:

  • успехам в навигации и кораблестроении (научились строить каравеллы – суда, способные плыть против ветра);

  • накоплению географических знаний, особенно в картографии;

  • принятию идеи о шарообразности Земли (путь в восточные страны через Запад).

К XV веку городское население Европы значительно выросло, что обусловило развитие ремесла и торговли. Набирала обороты международная торговля. В результате Крестовых походов сложились прочные торговые связи со странами Востока, откуда в Европу везли предметы роскоши и пряности. К этому времени известные месторождения золота и серебра были практически истощены, и Европейские государства испытывали недостаток в драгоценных металлах для чеканки монет. Кроме того, Средиземноморский район был сильно перенаселен для того времени. Изобретение в XV веке книгопечатания привело к распространению технической и философской литературы, все больше и больше стали использоваться простые механизмы и новые источники энергии. Получили распространение идеи Аристотеля и Эратосфена о том, что Индии можно достигнуть, плывя на запад.

Появление пушек и огнестрельного оружия позволило значительно обезопасить дальние путешествия. В XV веке появляется новый тип парусного судна — каравелла. Эти корабли прекрасно подходили для длительных морских плаваний: они были невелики по размеру, имели небольшой экипаж, но вместительный трюм. Кроме того отличная маневренность была удобной для исследования незнакомых береговых линий.

Новые успехи были сделаны в картографии. Карты стали более точными, на них стали наноситься широты, очертания берегов, местонахождение портов (такие карты получили название портулан). Для навигации использовались компас и астролябия, качество которых значительно улучшилось к XVI веку.

Завоевание османами Балкан и территории Малой Азии (ныне — Турция) затруднили для европейцев использование прежних восточных (сухопутных и морских) торговых маршрутов. Однако торговля с Востоком приносила огромные прибыли (700—800 % дохода), поэтому более и более возрастало желание найти морской маршрут (восточный или западный) в Индию и Китай.

Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пытались добраться до нее, огибая Африку. В 1487 году ими был открыт мыс Доброй Надежды – самая южная точка Африканского материка.

Тогда же путь в Индию искал и итальянец Христофор Колумб, сумевший снарядить четыре экспедиции на деньги испанского двора. Уже в ходе первой экспедиции в октябре 1492 г. Колумбом был открыт Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи, участвовавшего в экспедициях в Южную Америку в 1499-1504 гг. Именно он впервые описал новые земли и впервые высказал мысль о том, что это новая не известная еще европейцам часть света.

Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко де Гамы в 1498 г. Первое кругосветное путешествие было совершено в 1519-1521 гг., возглавил его португалец Магеллан.

Во второй половине XVI-XVII вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине XVII в. европейцы открыли Австралию и Новую Зеландию.

Среди наиболее известных путешественников того времени были Христофор Колумб, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Америго Веспуччи, Фернан Магеллан. Благодаря открытию новых торговых маршрутов, притока капитала и развития торговли и предпринимательства появились предпосылки к развитию производства и появлению промышленности. Именно поэтому эпоха великих географических открытий является одним из факторов, ознаменовавших завершение эры средневековья и начало нового времени.