Возрождение и Реформация: проблемы трансформации
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Истоки христианского гуманизма происходят от желания человека «идти к церкви», самому познать ее, ее силы, узнать, способная ли церковь спасти ее, можно ли спасти душу самостоятельно? От этого происходит желание переводит и читать самому Библию. Гуманисты изучают языки, занимаются теологией и философией, они могут самостоятельно читать и трактовать Священное писание. Это – помеха для церкви, которая теряет посредническую функцию между Богом и человеком. Однако гуманисты не ставили целью просвещения всех людей, гуманистами была небольшая группа людей, они по прежнему проводили различие между «высоким, просвещенным» сословием и людьми «низкого сорта», которым духовность не свойственна.
В отличие от этого, что было главной идеей Ренессанса, Мартин Лютер предложил идею того, что Библия должна быть открыта и доступна ВСЕМ, в том числе и мирянам, что ставит под сомнение саму необходимость существования церкви.
Гуманисты критикуют не церковь как структуру, они критикуют отдельных личностей, пап и т.д. Лютер также начинает критиковать отдельных лиц, но затем он ставит вопрос о структуре церкви и церкви, как институте. Лютер отказывает институту церкви в праве на существование.
Сами деятели реформации критиковали гуманизм. Они считали, что в гуманизме идеи того, что многие церковные деятели и папы попали под влияние ряда светских Ренессансных идей, что сделало церковь еще более порочной.
Одним из способов трансформации Ренессанса в Реформацию стал неоплатонизм. Лютер опирался на идеи Блаженного Августина, который впитал в себя некоторые идеи неоплатоников. Гуманисты также многие были неоплатониками (например, Флорентийская академия неоплатоников)
Кальвин опирался больше на учения Аристотеля, однако, среди гуманистов также было много поклонников Аристотеля. Таким образом, в теологии Кальвина учение Аристотеля предстает как еще один путь трансформации гуманизма в Реформацию.
Однако, как в случае с Кальвином, так и с Лютером, Реформация, которая вышла из идей гуманистов, разошлась с ними. Так как оба реформатора яростно критиковали гуманистов.
Натурфилософские споры и диспуты гуманистов, обсуждение ими догматов породили возможность обсуждения церковных догматов не в узком, а широком кругу, что допустило к спорам представителей других религиозных течений и тоже в какой-то степени породило Реформацию.