1. ГЛАВНАЯ >
  2. ПРЕДМЕТЫ >
  3. ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ >
  4. ЕГИПЕТ В ПЕРИОД РАННЕГО ЦАРСТВА

Египет в период Раннего царства

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Создание единого государства Египетский вариант становления государства «ном» фараон
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Египетский вариант становления государства и общества заметно отличался от месопотамского. Египет, как известно, – дар Нила. И эта привязанность к нильской долине с ее строго регулярным режимом не могла не сказаться на судьбах страны и народа, особенно в связи с замкнутостью Египта, столь отличного в этом плане от открытого для контактов, влияний и нашествий Двуречья.

Как и в Шумере, первые протогосударства в Египте возникали в виде объединений вокруг храмов. Эти сообщества позже стали имено­вать греческим термином «ном». Территориально древнеегипетский ном тянулся вдоль берега на многие десятки километров, причем к каждому номовому храму, божество которого выступало в качестве «связующего единства», тяготело несколько десятков поселений. Во главе номовых сообществ стояли первосвященники-жрецы, с течением времени все явственнее приобретавшие функции политических адми­нистраторов, правителей нома. В отличие от Двуречья, жрецы-правители номов по мере укрепления их власти вступали в ожесточенное соперничество друг с другом, результатом чего была постепенная концентрация власти в руках наиболее удачли­вых из них.

Создание единого государства. Более прочное объединение страны согласно традиции осуществил царь Верхнего Египта Ме­нес (Мина), подчинивший Нижний Египет около 3000 г. до н. э. и основавший I династию объединенной страны. Столицей стал г. Абидос. Период правления первых двух династий носит название Раннего царства (ок. 3000-2800 гг. до н. э.). Перед нами раннее техногенное общество, ко­торое характеризуется следующими тремя признаками: в одних че­ловеческих руках сосредоточились духовное руководство общества, политическая и экономическая власть. Египтяне начали с того, к чему шумеры шли около 600 лет. При этом носитель светской власти считался важнее представителей власти духовной. Царь был важнее любого жреца по той причине, что он с самого начала отождествлялся в той или иной форме с одним из богов, хотя богом объявил себя гораздо позже.

В центре жизни египтян – храмы, где отправлялся культ пред­ков, пирамиды и расположенные рядом с ними заупокойные храмы.

Столь раннее объединение всей страны под началом единого царя, фараона, равного которому по объему власти в то время еще не знало человечество, сыграло свою роль в ускорении процесса институционализации власти, становления эффективной централизованной адми­нистрации, опиравшейся на мощный и разветвленный иерархическо-бюрократический аппарат. Почти за полтысячелетия до Саргона Аккадского фараоны 1-й и 2-й династий, начиная с легендар­ного объединителя Мины (Менеса), были всевластными и обожеств­ленными правителями огромного, хотя политически еще не очень устойчивого государства – государства раннего по типу и уникального по характеру связей в нем.