... > Всемирная история > Западное христианство в...

Западное христианство в раннее Средневековье: Остготский период, Византийский период, Франкский период

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

светской власти Августин Аврелий императоре Карле «за очищение»

Для церкви крайне важным всегда являлся вопрос о правильном отношении к светской власти. В Византии, а впоследствии в Древней Руси, получил поддержку тезис о симфонии властей светской и церковной (т. е. об их взаимодействии, сотрудничестве на равных, о невмешательстве светской власти в дела церкви и наоборот).

Однако в Западной Европе этот тезис постепенно претерпевал некоторые изменения в сторону пропаганды идеи теократии (т. е. приоритета церкви над светской властью). После того, как Рим был взят вестготами, в 413 г. блаженный Августин Аврелий (354–430) написал сочинение под названием «О граде Божием». Именно церкви Августин Блаженный отводил решающую роль высшего арбитра не только в вопросах вероучения, но и в государственных делах. Земная власть, по мысли Августина, стоит гораздо ниже церкви, так как слишком эгоистична. Следовательно, светская власть, как считал Августин, должна беспрекословно подчиняться духовному руководству церкви. Эта идея оправдывала притязания Папы Римского на светскую власть в западном мире и получила дальнейшее развитие в трудах западных средневековых богословов.

Одновременно с ростом притязания римских пап на светскую власть и на господство во вселенской церкви усиливается экономическая мощь римской церкви. В VIII в., ссылаясь на Константинов дар, римские папы образовали так называемое Папское государство, в которое вошли земли Римской области и ранее существовавшего Равеннского экзархата (византийская провинция на северо-востоке Италии). При императоре Карле Великом была узаконена церковная десятина – налог, взимавшийся со всего населения в Европе, составлявший одну десятую часть доходов и шедший в пользу церкви. Развитие папства на Западе способствовало структурированию римской церкви, которая оформилась как жестко централизованная организация с четко выраженной церковной иерархией.

Церковь на Западе все более и более вмешивалась в светские дела. Так, уже папа Григорий Великий (590–604) взял в свои руки защиту Рима от нашествия варваров (лангобардов). Карл Великий, который короновался в 800 г. в Риме как император, пытался этим актом утвердить дальнейший союз церкви с государством. Светская власть стремилась постепенно подчинить себе папство. Таким образом, уже к концу I тысячелетия н. э. была создана почва для конфликтов между папской и светской властью

После смерти Карла Великого папство попало в зависимость от светских правителей. Императоры так называемой Священной Римской империи, начиная с Оттона I (912–973), начали по своему выбору назначать епископов и самих пап. Епископы и настоятели монастырей получали от знати владения и иногда даже несли военную службу.

Однако и церковь стремилась избавиться от влияния светской власти. Уже с Х в. началась борьба церкви «за очищение». В XI–XIII вв. католическая церковь добилась на этом поприще значительных успехов. Римские папы активно вмешивались во все вопросы государственной власти, даже в личную жизнь монархов.