Активные процессы в области ударения. Колебания в пределах нормы. Основные тенденции развития современного литературного произношения
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Каждое
С ударением связан общий звуковой облик слова, его фонетическое оформление: гласный под ударением звучит отчетливо и ясно, а остальные гласные в разной степени ослабляются, изменяются.
Посредством ударения могут различаться внешне одинаковые словоформы: прóпасть (существительное), пропáсть (глагол), вéрхом (по верху), верхóм (о всаднике), мóю (глагол), мою´ (прилагательное).
Ударение участвует в образовании слов и форм слов, обычно наряду с другими средствами (суффиксами, приставками, окончаниями, чередованием звуков в основе): стéны, стены, рекá, рéку, бéрег, поберéжье.
В последнее время проблема русского ударения обостряется в связи с возрастающей ролью устной речи. Нормы нарушаются из-за того, что СМИ настроены на живое непринужденное общение и по причине расширения круга лиц, допускаемых к эфиру. Расшатывание литературных норм связано с тем, что в русский язык приходит много новых слов. Общей тенденцией считается стремление к ритмическому равновесию. Это заключается в смещении ударения к центру слова.
Колебание ударения в заимствованных словах объясняется степенью заимствования. Последние заимствования еще не обжились, и в большинстве случаев сохраняется ударение языка источника. Односложные слова (файл) имеют неподвижное ударение при склонении. При рассмотрении акцентных характеристик слова необходимо учитывать запасный выход.
Отступление от норм и рекомендаций русского литературного произношения расценивается как признак недостаточной речевой и общей культуры, что снижает авторитет выступающего, распыляет внимание слушателей. От правильного, адекватного восприятия публичного выступления отвлекают областные особенности произношения, неверно поставленное ударение, «сниженная» разговорно-бытовая интонация, непродуманное паузирование.