Функции и полномочия Европейского парламента
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Европейский парламент обладает следующими функциями:
законодательной — в соответствии с Маастрихтским договором, и после уточнений, сделанных Амстердамским договором, все шире использовалась процедура совместного (с Советом) принятия решений (проект, подготовленный Комиссией и одобренный Советом, требовал для окончательного принятия одобрения со стороны Парламента); Ниццкий договор усилил совместную с Советом законодательную функцию Парламента;
бюджетной — Парламенту предоставлено право принимать или отклонять проект бюджета Союза в целом; в случае непринятия Комиссия и Совет вносят на утверждение Парламента новый проект бюджета;
политического контроля над деятельностью Комиссии — Совет и Комиссия обязаны предоставлять Европейскому парламенту доклады по итогам своей деятельности, а также итоговый годовой доклад о деятельности Европейского союза. Европейский парламент избирает председателя Комиссии и одобряет ее итоговый состав. Он вправе вынести ЕК вотум недоверия;
внешнеполитическими — Европейский парламент правом вынесения самостоятельных решений не обладает, однако на практике он довольно активно обсуждает различные международные проблемы по инициативе парламентских групп или отдельных депутатов. Дискуссии завершаются принятием деклараций (заявлений), которые не порождают прямых юридических последствий.
Таким образом, наряду с Советом Парламент обладает законодательной и бюджетной функциями, осуществляет политический контроль над деятельностью Комиссии, обсуждает проблемы международного характера, принимая по итогам дебатов декларации, не имеющие юридической силы.
Согласно Лиссабонскому договору (ст. 14 ДЕС) Парламент наделен совместно с Советом законодательными и бюджетными функциями, а также функциями политического контроля и консультативными. По предложению Европейского совета он избирает председателя Комиссии. Как и прежде, Парламент сохраняет право утверждения бюджета всей организации. Он также наделен правом большинством в две трети поданных голосов объявлять вотум недоверия всему составу Европейской комиссии, включая входящему в нее Высокому представителю Союза по иностранным делам и политике безопасности, который является одновременно одним из заместителей председателя Комиссии.
С принятием Лиссабонского договора компетенция и роль Европейского парламента в «институционном треугольнике» (ЕК, Совет, ЕП) существенно возрастают. Он вотирует (голосует, принимает голосованием) наравне с Советом все проекты законодательных актов. Совместное решение становится общей законодательной процедурой. Общая (обычная, ординарная) законодательная процедура (ст. 294 ДФЕС) включает голосование квалифицированным большинством в Совете ЕС и совместное решение Совета и Европейского парламента. Наряду с данной процедурой существует специальная законодательная процедура, когда Совет принимает решение на основе единогласия либо квалифицированным большинством после одобрения Европейским парламентом или консультации с этим институтом. Соответственно процедура сотрудничества упраздняется, совпадающее положительное заключение отныне называется «одобрением», консультативная процедура сохраняется.
Лиссабонский договор значительно расширяет сферу применения процедуры совместных решений, отныне называемую «общей» законодательной процедурой, которая уравнивает Европейский парламент с Советом. Это расширяет и усиливает полномочия ЕП. В рамках такой процедуры принимаются решения в 27 областях, в частности, по внутреннему рынку, ЭВС, юстиции и внутренним делам, Суду ЕС, бюджету, торговым соглашениям, сельскому хозяйству, спорту, энергетике. Усиливается роль ЕП и в рамках специальной законодательной и консультативной процедур.
Лиссабонский договор усиливает роль Парламента при избрании председателя Комиссии. Так, при подборе и выдвижении кандидатуры на эту должность Европейский совет обязан учитывать результаты выборов в Европейский парламент (п. 7 ст. 17 ДЕС). Председатель ЕК избирается Парламентом.
Если согласно прежнему Договору о ЕС предложения об изменении учредительных договоров могли исходить лишь от правительств государств-членов или Комиссии, то по Лиссабонскому договору Европейский парламент также наделяется этим правом (п. 2 ст. 48 ДЕС).
Парламент наделяется равным с Советом правом одобрения годового бюджета ЕС в рамках специальной законодательной процедуры (ст. 314 ДФЕС).
Кроме законодательных, бюджетных и контрольных полномочий Европейский парламент также располагает рядом других прерогатив, в частности:
дача согласия на заключение важнейших международных договоров ЕС с иностранными государствами и международными организациями (соглашений с третьими странами);
разрешение на вступление в Европейский Союз новых государств-членов;
назначение или участие в формировании ряда институтов и органов Союза: Омбудсмана, Комиссии, а также (с правом совещательного голоса) Счетной палаты и Дирекции Европейского центрального банка;
право на получение своевременной информации и проведение дебатов о развитии общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза и др.
В целом по новому договору под контроль Парламента подпадают более 40 направлений деятельности ЕС, к которым должна применяться общая законодательная процедура. Полномочия Парламента усиливаются и в других сферах, к которым не применяется совместное решение.