Организационная структура ЕАЭС
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В рамках ЕАЭС созданы постоянно действующие органы, прообразом которых послужили главные органы ЕС: Европарламент, Еврокомиссия и Суд ЕС. Согласно ст. 8 Договора ЕАЭС органами Союза являются:
Высший Евразийский экономический совет (далее — Высший совет), состоящий из глав государств-участников (аналог Европейского Совета);
Евразийский межправительственный совет, состоящий из глав правительств (аналог Совета ЕС; далее — Межправительственный совет);
Евразийская экономическая комиссия (аналог Еврокомиссии; далее — ЕЭК);
Суд Евразийского экономического союза (аналог Суда ЕС; далее — Суд ЕАЭС).
Формула принятия решений
По общему правилу и Межправительственному совету в начале интеграционного процесса целесообразно принимать решения единогласно, а по мере углубления интеграции по все большему кругу вопросов решения следует принимать квалифицированным большинством голосов.
При этом порядок распределения голосов следует предусмотреть таким образом, чтобы ни у одного государства-члена не было решающего преимущества. В случае, когда затронуты жизненно важные интересы одной из сторон, должна сохраняться возможность наложения постоянного или временного вето на принимаемое решение по аналогии с Люксембургским компромиссом и компромиссом Иоаннина.
Создание выборного представительного органа
Для придания большей легитимности ЕАЭС в перспективе необходимо создание выборного представительного органа, например Евразийского парламента. На первом этапе формирования представительного органа в рамках Евразийского Союза достаточно делегировать депутатов национальных парламентов по аналогии с действующим порядком формирования Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ).
Прямые выборы депутатов Евразийского парламента возможны только после принятия соответствующих национальных законов. Однако форсирование данного процесса на данном этапе интеграции не представляется целесообразным.
Независимый судебный орган
Обеспечение единообразного толкования и применения права ЕЭАС возможно только в случае учреждения независимого судебного органа, чья юрисдикция признана всеми участниками.
Созданный ранее Экономический Суд СНГ не в полной мере отвечает данным требованиям, поскольку за все время своей деятельности ограничился, в основном, принятием консультативных заключений.
Учрежденный в соответствии со ст. 8 Суд ЕАЭС потенциально может стать одним из главных моторов интеграции, но для этого необходимо признание его юрисдикции всеми участниками интеграционного процесса, а его работа должна быть эффективной.