... > Европейское право > Основные направления деятельности...

Основные направления деятельности ОБСЕ

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Военно-политическое направление Договор об обычных вооруженных силах в Европе Договор об «открытом» небе Гуманитарное направление Московский документ ОБСЕ 1991 г. Экономическое направление Боннский документ
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Основные направления деятельности ОБСЕ были определены в Заключительном акте 1975 г. К этим направлениям (в анг. оригинале: «dimensions» — измерениям) относятся:

  • военно-политическое;

  • гуманитарное (человеческое);

  • экономическое.

Военно-политическое направление

Военно-политическое направление служит обеспечению безопасности и укреплению доверия между странами ОБСЕ. Сотрудничество в этой сфере осуществляется в рамках соглашений, важнейшими из которых являются Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Договор об «открытом» небе.

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ):

  • был подписан 17.11.1990 в Париже представителями 23 государств-членов НАТО и ОВД;

  • в связи распадом СССР и разделом Чехословакии количество участников увеличилось до 30, а сам договор после роспуска ОВД подвергся значительной корректировке на Стамбульском саммите ОБСЕ 19.11.1999 г.;

  • основа договора — предельные уровни обычных вооружений и техники, а также возможность инспекций на местах с целью проверки соблюдения условий договора.

Договор об «открытом» небе:

  • был заключен между странами НАТО и ОВД в Вене 24.03.1992 г.;

  • главное содержание — установление режима наблюдательных полетов над территорией государств-участников на основе взаимности;

  • Договор регулировал процедуру согласования полетов и их техническое сопровождение;

  • для решения оперативных вопросов и координации действий была учреждена Консультативная комиссия по открытому небу.

Гуманитарное направление

Гуманитарное направление первоначально относилось к третьей «корзине» Хельсинского акта СБСЕ 1975 г., но постепенно его значение увеличивалось и некоторые страны Западной и Северной Европы (Голландия, Скандинавские страны) пытаются сделать его приоритетным в ущерб вопросам безопасности и экономического развития.

Московский документ ОБСЕ 1991 г.

Настоящий прорыв был сделан на Московской конференции по человеческому измерению СБСЕ в 1991 г., когда от простых вопросов относительно воссоединения семей, заграничных поездок к родственникам и браков с иностранцами страны-участники пришли к убеждению, что «уважение прав и свобод человека составляет одну из основ международного порядка» и по этой причине не является больше сугубо внутренним делом государств (Московский документ ОБСЕ, 1991).

В отличие от других документов, связанных с правами человека, обязательства в области человеческого измерения ОБСЕ являются скорее политически, чем юридически обязательными. Это очень важное отличие, поскольку оно ограничивает возможности использования правовых механизмов для соблюдения стандартов ОБСЕ.

Другими словами, выполнение обязательств ОБСЕ нельзя обеспечить через суд. Однако, это не следует ошибочно понимать как свидетельство отсутствия у них обязательной силы. Различие здесь между «юридически» и «политически», а не между «обязательные» и «необязательные». Это означает, что обязательства ОБСЕ представляют собой нечто большее, чем простая декларация воли или добрых намерений: речь идет о политическом обещании соблюдать эти стандарты.

Экономическое направление

Экономическое направление всегда рассматривалось как неотъемлемая часть системы всеобъемлющей безопасности в Европе.

Конференция по экономическому сотрудничеству в Европе 1990 г. (Боннский документ)

На Конференции было подтверждено стремление государств-участников следовать принципам рыночной экономики и осуществлять подлинное экономическое сотрудничество между странами ОБСЕ. Такое сотрудничество было жизненно необходимо постсоциалистическим странам в переходный период.

В Парижской хартии для новой Европы получила развитие всеобъемлющая концепция продвижения стран с формирующейся рыночной экономикой к устойчивому экономическому росту.

Абсолютно необходимыми предпосылками для процветания были признаны:

  • экономическая свобода;

  • социальная справедливость;

  • бережное отношение к окружающей среде.

На встрече Совета министров ОБСЕ в Маастрихте в 2003 г. к числу угроз и вызовов были отнесены: углубляющийся экономический и социальный разрыв между различными странами, не обеспечение принципа верховенства права, коррупция, высокая безработица и нелегальная иммиграция.

Все названные проблемы актуальны и в настоящее время. Следует надеяться, что усилия стран ОБСЕ и избранная ими стратегия окажутся успешными и экономическое направление сократит отставание от других направлений деятельности, пользовавшихся до сих пор приоритетом.