Порядок принятия актов ЕС
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В соответствии со ст. 289 ДФЕС различают обычный и особый порядок принятия законодательных актов. Обычный порядок предусматривает принятие Регламента, Директивы или Решения совместно Европарламентом и Советом по предложению Комиссии.
Лишь в специально предусмотренных в основных договорах случаях Регламенты, Директивы и Решения принимаются Европарламентом при участии Совета, или наоборот, Советом при участии Европарламента. Форма такого участия должна быть указана в соответствующей норме.
В настоящее время существуют всего две формы участия:
взаимодействие, когда нормативный акт не может быть принят без обоюдного согласия Европарламента и Совета:
например, только Европарламент вправе принимать решения, определяющие статус евродепутата (ст. 223 ДФЕС), уполномоченного по правам человека, а также порядок образования следственных комиссий Европарламента; Совет в этом случае только соглашается квалифицированным большинством или блокирует принятие нормативного акта;
заслушивание, когда принимающий нормативный акт Совет учитывает мнение Европарламента:
это, в основном, промежуточные решения, изменяющие процедуру принятия решения (от единогласия к квалифицированному большинству, от обычного к особому порядку принятия законодательных актов).
Обычный порядок принятия законодательных актов
По общему правилу Комиссия направляет законопроект Европарламенту и Совету для ознакомления.
Первое чтение:
Европарламент излагает свою точку зрения на законопроект и направляет свою редакцию законопроекта в Совет:
если Совет дает свое согласие, то законопроект принимается в редакции Европарламента;
если Совет не дает согласие, то Совет предлагает свою редакцию законопроекта и направляет его обратно в Европарламент со всеми необходимыми пояснениями; Комиссия также дает свои пояснения Европарламенту на измененную редакцию законопроекта.
Второе чтение:
если Европарламент в течение трех месяцев одобряет законопроект в редакции Совета или же вообще не высказывает своего мнения, то законопроект считается принятым;
Европарламент большинством голосов своих членов может также наоборот, окончательно отклонить законопроект;
третья возможность для Европарламента это внесение собственных повторных изменений в законопроект:
Совет квалифицированным большинством голосов может одобрить все повторные изменения Европарламента, и тогда законопроект считается принятым.
Третье чтение
В течение следующих шести недель Европарламент большинством поданных голосов, а Совет квалифицированным большинством голосов принимают совместный законопроект. В противном случае он считается отклоненным.
Указанные в ст. 294 ДФЕС сроки в три месяца и шесть недель могут быть продлены по инициативе Европарламента или Совета максимально на один месяц или две недели соответственно.