Порядок реализации норм права ЕС
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Реализация норм первичного права ЕС
Реализация норм первичного права ЕС, к которому относятся основные договоры ЕС, дополнительные протоколы к ним и международные соглашения с третьими странами обеспечивается самими государствами-членами ЕС. Влияние органов ЕС в этом случае весьма ограничено.
Реализация норм вторичного права
Иначе обстоит дело с реализацией норм вторичного права, когда включается собственный механизм контроля со стороны ЕС. В определенных случаях исполнение норм вторичного права может осуществляться непосредственно органами ЕС. В первую очередь это нормативные акты, касающиеся исключительно самого ЕС:
внутренние кадровые вопросы;
материальное и техническое обеспечение деятельности ЕС;
внутренняя организация делопроизводства.
Вторичное право ЕС в подавляющем большинстве случаев исполняется национальными органами, а за органами ЕС сохраняется функция контроля. Нормативные акты ЕС прямого действия (Регламенты и Решения) исполняются национальными органами в соответствии со своим внутренним процессуальным правом, как если бы это были внутригосударственные акты.
Реализация нормативных актов ЕС непрямого действия
Наибольшую сложность и интерес представляет реализация нормативных актов ЕС непрямого действия, к которым относятся Директивы.
Директивы оставляют за национальными органами свободу выбора форм и методов их реализации. Национальный орган, исполняющий Директиву ЕС, обязан, во всяком случае, обеспечить достижение обозначенной в ней цели.
В случае детальной регламентации Директивы ЕС, обязанность государств-членов сводится до более или менее полного «переписывания» её содержания. Дословная рецепция положений Директивы ЕС является излишней, когда различия касаются лишь особенностей национальной терминологии, не затрагивающих самой сути.
В своих ранних решениях Суд ЕС подчеркивал, что реализация Директив ЕС не обязательно должна осуществляться с помощью издания особой внутригосударственной нормы, перенимающей их содержание. Достаточно создания общего правового поля, позволяющего достичь указанной в Директиве цели.
Приоритет применения права ЕС
При реализации норм права ЕС в национальном законодательстве действует принцип приоритета права ЕС. Особенностью права ЕС является приоритет применения, а не действия в отношении национальных норм.
Это означает, что нормы национального права, противоречащие праву ЕС, не применяются, но в то же время и не утрачивают окончательно свою юридическую силу. Происходит своеобразное «замораживание» правовых норм, не соответствующих праву ЕС.
Здесь возможны два варианта:
либо будет принята новая внутригосударственная норма, не противоречащая праву ЕС, и в соответствии с формулой «lex posterior derogat legi priori» («закон последующий отменяет закон предыдущий») прежняя норма перестает действовать;
либо изменится право ЕС в части, вызвавшей противоречие, и спорная национальная норма вновь обретает полную юридическую силу; подобный уникальный порядок является одной из самых ярких отличительных особенностей современной правовой системы ЕС.