Европейский союз в системе международных организаций
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Европейские сообщества характеризовались как сложные по своей природе международные организации ранее не существовавшего вида. Это были организации международного федерализма с элементами внутреннего федерализма без потери их международной сущности.
На вопрос о том, являлся ли прежний Европейский союз, созданный на основе Маастрихтского договора, международной организацией, у специалистов единого ответа нет. Его было сложно классифицировать, т.е. отнести к какой-либо известной категории, поскольку это объединение было неоднородным, включало две международные организации (сообщества) и две различные сферы сотрудничества. Таким образом, Союз включал различные черты и различные правовые системы. Так, в сообществах действовало коммунитарное право, которое ближе по своей сути к внутригосударственному, в то время как общая внешняя политика и сотрудничество в уголовно-правовой сфере базировались в основном на международном праве.
Прежние учредительные договоры не содержали положений о юридической квалификации Союза 1992 г. — этого нового после сообществ объединения, оставив доктрине труд по выработке определения его сущности и природы. При этом ни одна из двух обсуждаемых версий (федерация, конфедерация) полно не отражает природы и сущности ни прежнего, существовавшего с 1993 г., Европейского союза, ни нового, «постлиссабонского», Евросоюза, который является больше чем конфедерацией, не став при этом федеративным государством. В зарубежной правовой литературе встречается определение Союза как федерации суверенных государств. Несмотря на кажущуюся парадоксальность термина, считаем, что он выражает современную сущность ЕС.
Очевидно, что Европейский союз — наднациональное и интеграционное объединение — имел и имеет много юридических и политических черт федерации, субъекты которой сохраняют суверенитет. Может быть, в случае с ЕС уместно, отказавшись от концепции неделимости суверенитета, предположить, что в нашем случае мы имеем дело с разделением суверенитета между центральным (институты ЕС) уровнем и государствами-членами.
Существует и позиция, согласно которой новый Союз будет и союзом граждан. Выражается это, в частности, в институте европейского гражданства и в особенностях прямых выборов в Европарламент.
Можно также согласиться с авторами, которые при характеристике Лиссабонского договора утверждают, что для этого акта характерна двойственность. При этом в качестве доказательства ссылаются на положения об институциональной структуре. Например, если Совет представляет в Союзе государства, то Европейский парламент — граждан.
Более конкретно и однозначно выглядят цели Европейского союза. Таковые перечислены в ст. 3 ДЕС. Данная статья отвечает на главные вопросы: зачем нужен Союз, каковы цели, для достижения которых объединились 500 млн. жителей Европы из 27 государств:
Союз имеет целью содействовать миру, своим ценностям и благосостоянию своих народов.
Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопасности и правосудия без внутренних границ.
Союз создает внутренний рынок, стремится обеспечить устойчивое развитие Европы, основанное на сбалансированном экономическом росте и стабильности цен, наличие в высокой степени конкурентоспособной социальной рыночной экономики, стремящейся к полной занятости и социальному прогрессу, а также высокий уровень охраны и улучшения качества окружающей среды. Он способствует научно-техническому прогрессу, уважает богатство своего культурного и языкового разнообразия и заботится о сохранении и развитии европейского культурного наследия.
Союз создает экономический и валютный союз, денежной единицей которого является евро.
В своих отношениях с остальным миром Союз утверждает и продвигает свои ценности и интересы и содействует защите своих граждан. Он способствует миру, безопасности, устойчивому развитию планеты, солидарности и взаимному уважению народов, свободной и справедливой торговле, ликвидации бедности и защите прав человека, в том числе прав ребенка, а также строгому соблюдению и развитию международного права, особенно соблюдению принципов Устава Организации Объединенных Наций.
Эти цели достигаются надлежащими средствами в пределах компетенции, предоставленной Союзу учредительными договорами.