Тим-менеджмент – командный принцип управления
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Организация управления предприятием, когда во главе стоит наделенный властью руководитель, является наиболее распространенной формой, но никак не единственной. Одним из достаточно широко используемых принципов управления является также
Тим (команда) – это небольшая группа людей с различными знаниями и опытом, которые привлечены из разных сфер деятельности для решения специфической задачи. Обычно в команде есть лидер, нередко назначаемый на все время до решения задачи. Но лидерство, вообще говоря, переходит от одного участника команды к другому, согласно логике задачи и этапу работы.
Здесь, как правило, нет начальников и подчиненных, есть старшие и младшие, да и они нередко меняются местами. Такие команды давно используются для решения нетривиальных или экстремальных задач на многих предприятиях. Но только недавно осознано то, что тим-менеджмент есть структурный принцип организации управления. Состав команды может меняться от задачи к задаче, но основа, структура остается постоянной.
Характерные черты тим-менеджмента:
наличие лидера. Предназначение лидера – четко определить задачу и роль каждого в ее решении, включая свою собственную.
тим-менеджмент – это ни в коем случае не демократическая структура, то есть решения не принимаются голосованием;
власть в тим-менеджменте вытекает из задачи и сориентирована на ее решение;
каждый участник вкладывает свое собственное умение и каждый отвечает за общий результат.
Сильные стороны тим-менеджмента:
командный принцип управления – лучшее средство для преодоления функциональной разобщенности;
это лучший структурный принцип для высшего руководства и инноваций;
это лучшее дополнение к функциональной структуре управления.
В то же время тим-менеджменту присущи и недостатки :
низкая стабильность и экономичность группы в менеджерском смысле (требуется усилия всех членов команды для принятия решения);
нет ясности, если лидер ее не создает;
так как тим-менеджмент достаточно свободная форма, то он требует высокой самодисциплины, на которую способны не все.
Все управленческие подразделения на предприятии решают, как правило, одну или две конкретные функциональные задачи. Единственное исключение – высшее руководство, точнее команда высшего руководства (от англ. “top management team” – команда высшего руководства).
Совокупность задач, решаемых командой высшего руководства:
продумывание миссии предприятия, то есть ответа на вопрос: «В чем состоит наш бизнес и каким он должен быть?» Это ведет к определению цели, разработке стратегии и принятию решений ради завтрашних результатов. Ясно, что эту работу может выполнить лишь орган, видящий все предприятие в целом, способный сбалансировать потребности и возможности и направить человеческие, финансовые и другие ресурсы на достижение главных результатов;
установление стандартов деятельности и поведения на предприятии, ликвидация разрыва между тем, что должно предприятие официально делать, и тем, что оно фактически делает;
организация эффективного взаимодействия людей, для чего надо продумывать организационную структуру управления предприятием на сегодня и на завтра;
установление и поддержание отношений с клиентами и поставщиками, с инвесторами и государственными учреждениями;
управление предприятием в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
представительство предприятия на всевозможных церемониях – приемах, презентациях, торжествах и прочих мероприятиях.
Высшее руководство – это работа для команды, а не для одного человека, т.к. здесь требуется четыре типа людей: человек мысли, человек действия, человек-психолог, человек публики.
Требования к топ менеджмент тиму:
участники команды не должны агитировать друг против друга, высказывать мнений друг о друге, критиковать, принижать и даже хвалить друг друга;
топ менеджмент тим – это команда, а команда нуждается в капитане. Он должен быть не начальником, не боссом, не хозяином, а лидером;
каждый, кто ответственен за какую-то область, обладает в ней решающим словом;
каждый член руководства выступает от имени всей команды;
никто не принимает решений вне сферы своей ответственности;
есть решения, которые должны приниматься или, по крайней мере, обсуждаться коллективно – только всей командой (формулирование миссии предприятия, крупные инвестиции, ключевые решения по персоналу, прекращение или обновление производства важной продукции);
систематический и интенсивный обмен информацией между участниками команды высшего руководства.