... > Менеджмент > Тим-менеджмент – командный...

Тим-менеджмент – командный принцип управления

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

тим-менеджмент Характерные черты Сильные стороны недостатки Требования к топ менеджмент Пример колоды флэш-карт
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Организация управления предприятием, когда во главе стоит наделенный властью руководитель, является наиболее распространенной формой, но никак не единственной. Одним из достаточно широко используемых принципов управления является также тим-менеджмент (от англ. “team” – команда).

Тим (команда) – это небольшая группа людей с различ­ными знаниями и опытом, которые привлечены из разных сфер деятельности для решения специфической задачи. Обычно в команде есть лидер, нередко назначаемый на все время до решения задачи. Но лидерство, вообще говоря, переходит от одного участника команды к другому, согласно ло­гике задачи и этапу работы.

Здесь, как правило, нет начальни­ков и подчиненных, есть старшие и младшие, да и они нередко меняются местами. Такие команды давно используются для решения нетривиальных или экстремальных задач на многих предприятиях. Но только недавно осознано то, что тим-менеджмент есть структурный принцип организации управления. Состав команды может меняться от задачи к задаче, но основа, структура оста­ется постоянной.

Характерные черты тим-менеджмента:

  • наличие лидера. Предназначение лидера – четко опре­делить задачу и роль каждого в ее решении, включая свою соб­ственную.

  • тим-менеджмент – это ни в коем случае не демократи­ческая структура, то есть решения не принимаются голосова­нием;

  • власть в тим-менеджменте вытекает из задачи и сориентирована на ее решение;

  • каждый участник вкладывает свое собственное умение и каждый отвечает за общий результат.

Сильные стороны тим-менеджмента:

  • командный принцип управления – лучшее средство для преодоления функциональной разобщенности;

  • это лучший струк­турный принцип для высшего руководства и инноваций;

  • это лучшее дополнение к функциональной структуре управления.

В то же время тим-менеджменту присущи и недостатки:

  • низкая стабильность и экономичность группы в менед­жерском смысле (требуется усилия всех членов команды для принятия решения);

  • нет ясности, если лидер ее не создает;

  • так как тим-менеджмент достаточно свободная форма, то он требует высокой самодисциплины, на которую способны не все.

Все управленческие подразделения на предприятии ре­шают, как правило, одну или две конкретные функциональные задачи. Единственное исключение – высшее руководство, точ­нее команда высшего руководства (от англ. “top management team” – команда высшего руководства).

Совокупность задач, решаемых командой высшего руководства:

  • продумывание миссии предприятия, то есть ответа на вопрос: «В чем состоит наш бизнес и каким он должен быть?» Это ведет к определению цели, разработке страте­гии и принятию решений ради завтрашних результатов. Ясно, что эту работу может выполнить лишь орган, видящий все предприятие в целом, способный сбалансировать потребности и возможности и направить человеческие, финансовые и другие ресурсы на достижение главных результатов;

  • установление стандартов деятельности и поведения на предприятии, ликвидация разрыва между тем, что должно пред­приятие официально делать, и тем, что оно фактически делает;

  • организация эффективного взаимодействия людей, для чего надо продумывать организационную структуру управления предприятием на сегодня и на завтра;

  • установление и поддержание отношений с клиентами и поставщиками, с инвесторами и государственными учрежде­ниями;

  • управление предприятием в экстремальных и чрез­вычайных ситуациях;

  • представительство предприятия на всевозможных це­ремониях – приемах, презентациях, торжествах и прочих меро­приятиях.

Выс­шее руководство – это работа для команды, а не для од­ного человека, т.к. здесь требуется че­тыре типа людей: человек мысли, человек действия, человек-психолог, человек публики.

Требования к топ менеджмент тиму:

  1. участники команды не должны агитировать друг против друга, высказывать мнений друг о друге, критиковать, принижать и даже хвалить друг друга;

  2. топ менеджмент тим – это команда, а команда нужда­ется в капитане. Он должен быть не начальником, не боссом, не хозяином, а лидером;

  3. каждый, кто ответственен за какую-то область, обла­дает в ней решающим словом;

  4. каждый член руководства выступает от имени всей ко­манды;

  5. никто не принимает решений вне сферы своей ответст­венности;

  6. есть решения, которые должны приниматься или, по крайней мере, обсуждаться коллективно – только всей командой (формулирование миссии предприятия, крупные инвестиции, ключевые решения по персоналу, прекращение или обновление производства важной продукции);

  7. система­тический и интенсивный обмен информацией между участниками команды высшего руководства.

Пример колоды флэш-карт по этому вопросу для запоминания: ссылка