Тим-менеджмент – командный принцип управления
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Организация управления предприятием, когда во главе стоит наделенный властью руководитель, является наиболее распространенной формой, но никак не единственной. Одним из достаточно широко используемых принципов управления является также
Тим (команда) – это небольшая группа людей с различными знаниями и опытом, которые привлечены из разных сфер деятельности для решения специфической задачи. Обычно в команде есть лидер, нередко назначаемый на все время до решения задачи. Но лидерство, вообще говоря, переходит от одного участника команды к другому, согласно логике задачи и этапу работы.
Здесь, как правило, нет начальников и подчиненных, есть старшие и младшие, да и они нередко меняются местами. Такие команды давно используются для решения нетривиальных или экстремальных задач на многих предприятиях. Но только недавно осознано то, что тим-менеджмент есть структурный принцип организации управления. Состав команды может меняться от задачи к задаче, но основа, структура остается постоянной.
Характерные черты тим-менеджмента:
наличие лидера. Предназначение лидера – четко определить задачу и роль каждого в ее решении, включая свою собственную.
тим-менеджмент – это ни в коем случае не демократическая структура, то есть решения не принимаются голосованием;
власть в тим-менеджменте вытекает из задачи и сориентирована на ее решение;
каждый участник вкладывает свое собственное умение и каждый отвечает за общий результат.
Сильные стороны тим-менеджмента:
командный принцип управления – лучшее средство для преодоления функциональной разобщенности;
это лучший структурный принцип для высшего руководства и инноваций;
это лучшее дополнение к функциональной структуре управления.
В то же время тим-менеджменту присущи и недостатки :
низкая стабильность и экономичность группы в менеджерском смысле (требуется усилия всех членов команды для принятия решения);
нет ясности, если лидер ее не создает;
так как тим-менеджмент достаточно свободная форма, то он требует высокой самодисциплины, на которую способны не все.
Все управленческие подразделения на предприятии решают, как правило, одну или две конкретные функциональные задачи. Единственное исключение – высшее руководство, точнее команда высшего руководства (от англ. “top management team” – команда высшего руководства).
Совокупность задач, решаемых командой высшего руководства:
продумывание миссии предприятия, то есть ответа на вопрос: «В чем состоит наш бизнес и каким он должен быть?» Это ведет к определению цели, разработке стратегии и принятию решений ради завтрашних результатов. Ясно, что эту работу может выполнить лишь орган, видящий все предприятие в целом, способный сбалансировать потребности и возможности и направить человеческие, финансовые и другие ресурсы на достижение главных результатов;
установление стандартов деятельности и поведения на предприятии, ликвидация разрыва между тем, что должно предприятие официально делать, и тем, что оно фактически делает;
организация эффективного взаимодействия людей, для чего надо продумывать организационную структуру управления предприятием на сегодня и на завтра;
установление и поддержание отношений с клиентами и поставщиками, с инвесторами и государственными учреждениями;
управление предприятием в экстремальных и чрезвычайных ситуациях;
представительство предприятия на всевозможных церемониях – приемах, презентациях, торжествах и прочих мероприятиях.
Высшее руководство – это работа для команды, а не для одного человека, т.к. здесь требуется четыре типа людей: человек мысли, человек действия, человек-психолог, человек публики.
Требования к топ менеджмент тиму:
участники команды не должны агитировать друг против друга, высказывать мнений друг о друге, критиковать, принижать и даже хвалить друг друга;
топ менеджмент тим – это команда, а команда нуждается в капитане. Он должен быть не начальником, не боссом, не хозяином, а лидером;
каждый, кто ответственен за какую-то область, обладает в ней решающим словом;
каждый член руководства выступает от имени всей команды;
никто не принимает решений вне сферы своей ответственности;
есть решения, которые должны приниматься или, по крайней мере, обсуждаться коллективно – только всей командой (формулирование миссии предприятия, крупные инвестиции, ключевые решения по персоналу, прекращение или обновление производства важной продукции);
систематический и интенсивный обмен информацией между участниками команды высшего руководства.