Тематический глоссарий по предмету «Общая теория права» (словарь терминов)
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Пример колоды флэш-карт по терминам для запоминания: общая теория права ⚖
А
Авторитаризм — тип недемократического политического режима, основанного на несменяемой централизованной власти одного лица или группы лиц при сохранении в стране определенного уровня экономических, гражданских и идейных свобод.
Авторитарный режим — режим, предполагающий более или менее высокую степень ограничения политических свобод, концентрацию государственной власти в руках одного лица или группы лиц.
Акт применения права — вынесенный в процессе применения права официальный документ, содержит индивидуально-конкретные предписания.
Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание компетентного органа по конкретному юридическому делу.
Акт толкования — это один из видов правовых актов.
Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, регулирующей похожие отношения (случаи), близкие по своему значению и характеру. Такая норма должна быть найдена в пределах соответствующей отрасли права.
Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права, кроме общих положений национального права. Ориентирами в данном способе преодоления пробелов могут быть общепризнанные принципы и нормы международного права.
Англосаксонская правовая семья, или англо-американская правовая система — правовая семья, объединяющая правовые системы Великобритании и бывших британских владений, в том числе стран Содружества наций, и США. В основе национальных правовых систем лежит общее право Англии.
Б
Бюрократия — рациональная организация государственного управления, деятельности государственного аппарата на основе господства общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет.
В
Ведомственные нормативные правовые акты — подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства.
Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами — это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.
Власть — это возможность навязать свою волю другим людям, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность.
Власть в первобытном обществе — это власть рода, а не власть индивидов. Источником и носителем власти (властвующим субъектом) является род, она направлена на управление общими делами рода.
Внешние функции государства – представляют собой основные направления его деятельности на международной арене.
Внутренние функции – это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
Г
Гипотеза — это структурный элемент нормы права, указывающий на жизненные условия, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции.
Государственная власть — это способ руководства (управления) обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы).
Государственная дисциплина — соблюдение всеми организациями и гражданами установленного государством порядка в сфере реализации функций государственного управления, а также деятельности государственных органов, предприятий, организаций, учреждений.
Государственно-организованное общество – это структурные звенья публичной организационной системы общества или сообщества, которые возникали и функционировали на протяжении тысячелетней истории человечества.
Государственный служащий — работник, исполняющий те или иные обязанности в соответствии с занимаемой должностью на государственной службе.
Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Д
Действие нормативных правовых актов по кругу лиц означает — определить, кому адресованы выраженные в нормах предписания.
Декрет — нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона.
Демократический режим — режим, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равенства граждан, предполагающий выборность основных органов государственной власти, наличие прав и свобод граждан и условия для их реализации.
Демократия — политическая система, в основе которой лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Демократия — это политическая система, в которой политическая власть осуществляется свободно выражающим свою волю большинством граждан.
Диспозитивные нормы – это нормы, которым присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться.
Диспозиция — структурный элемент юридической нормы, в котором определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения.
Дисциплина в государственном управлении — определенный порядок поведения субъектов государственно-управленческих процессов в их отношениях, возникающих при взаимодействии с государственными органами, соблюдение которого обеспечивается внешними санкциями и принудительными мерами.
Договор нормативного содержания — соглашение двух или более субъектов, содержащее нормы права, решающее вопросы по поводу их взаимоотношений.
З
Закон — это нормативный правовой акт, который принимается в особом порядке высшим представительным органом или референдумом, регулирует важнейшие общественные отношения.
Законотворчество — это деятельность государственных органов по принятию, изменению и отмене законодательных актов.
И
Императивные нормы – это нормы, которые имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении.
Имплементация норм международного права — это деятельность государств по воплощению в жизнь предписаний, содержащихся в нормах международного права, а также правовое и иное обеспечение этой деятельности.
Инкорпорация — это такое объединение нормативных актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники без изменения их нормативного содержания.
Институты права — объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений.
Инструкции — один из видов административно-правовых актов подзаконного характера, издаваемых с целью разъяснить и определить порядок применения законодательного акта органами исполнительной власти.
Источник права — внешняя форма выражения и закрепления норм права.
К
Каноническое право — совокупность юридических положений (принципов и норм), установленных в соответствии с христианскими канонами.
Классовая теория происхождения государства – смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического.
Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
Кодификация — такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания. Это наиболее сложный вид систематизации, так как он представляет собой правотворческую деятельность. В процессе кодификации осуществляется «расчистка» законодательства от устаревших положений и происходит обновление нормативных установлений.
Консолидация — вид систематизации, в процессе которого происходит объединение в одном нормативном правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Консолидация представляет собой нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. В результате консолидации сам нормативный материал не перерабатывается, однако возможно исключение отдельных норм для устранения дублирований и противоречий.
Конфедерация — союз суверенных государств, заключивших конфедеративный договор и таким образом объединившихся для решения общих задач и проведения совместных действий.
Кооперация — это добровольное объединение людей с целью улучшения социально-экономических условий его членов.
Л
Локальный нормативный правовой акт — нормативный правовой акт, действие которого ограничено рамками одной или нескольких организаций.
М
Материальное право – представляет собой группу отраслей и институтов права, регулирующих общественные отношения, в которых субъекты права удовлетворяют свои непосредственные потребности и интересы.
Международное право — общепланетарная правовая система, регулирующая межгосударственные отношения, а также внутригосударственные отношения, осложняемые иностранным элементом.
Международный договор — это соглашение, заключенное с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией и регулируемое международным правом.
Местное самоуправление — форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное управление — это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.
Местный референдум — это высшее прямое волеизъявление граждан соответствующей административно-территориальной единицы, принятое путем тайного голосования, направленное на решение важнейших вопросов местного значения (обязательный референдум) или их обсуждение (консультативный референдум), относящихся к компетенции местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Методология – учение о методах научного познания.
Методы общей теории права – это совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется процесс получения объективных знаний об общих закономерностях и сущности правовых и государственных явлений.
Механизм государства — это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечивающих реализацию функций государства.
Монархия — форма правления, при к-рой верховная власть принадлежит единоличному наследственному правителю, а также государство во главе с таким правителем.
Мононорма — норма, соединяющая в себе правило поведения общесоциального, религиозного и правового характера. Существовала ранее по крайней мере в некоторых догосударственных обществах.
Н
Насильственная теория происхождения государства – насилие (внутреннее насилие) одной части первобытного общества над другой, по Евгению Дюрингу, — это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильственного порабощения одних другими возникают также собственность и классы.
Национальное право – это совокупность норм, регулирующих отношения между внутренними субъектами, резидентами, в то время как международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между внутренними и внешними субъектами, резидентами и нерези- дентами.
Норма права — общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников, обеспеченное возможностью государственного принуждения в случае ее невыполнения.
Нормативный правовой акт — официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.
Нормотворчество — деятельность по созданию(изменению или отмене) формальных норм регулирования общественных отношений.
Нормы права — установленное или санкционированное государством общеобязательное, формально-определенное правило поведения, предоставляющее участникам регулируемого отношения субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными.
О
Обеспечительные (нopмы-гaрантии) – содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования.
Обновление в праве — процесс создания самобытных правовых ценностей в рамках конкретной национальной культуры. Если бы этот процесс в праве не имел места, то нечего было бы и преемствовать.
Обратная сила закона — распространение положений закона на те отношения, которые возникли до вступления НПА в силу.
Общая теория права — это юридическая дисциплина, изучающая общество в его государственно-правовом разрезе.
Общесоциальные функции — это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни.
Общественное движение — это общественное объединение, не имеющие четко организационной структуры и фиксированного членства, преследующее определенные общественные цели (экономические, социальные, экологические, политические и т.д.), поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественные объединения — это добровольные ассоциации граждан, объединившихся на основе общности интересов и оказывающих влияние на государственную власть с целью их реализации. Общественные объединения являются показателем демократичности политической системы, политической активности граждан, их взаимодействия с обществом и государством.
Общественный договор — понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство.
Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений; то, по поводу чего они вступают в юридические связи.
Орган государства — это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определяемые полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующая единое целое.
Органическая теория происхождения государства — теория происхождения государства, согласно которой государство — это организм, который рождается, живет, стареет и умирает.
Отрасль права — это главное подразделение системы права, которое представляет собой совокупность юридических норм, институтов, подотраслей, регулирующих значительный круг одно родных общественных отношений, объединенных общностью предмета и метода.
Охранительные (нормы-стражи порядка) – фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов.
П
Патриархальная теория происхождения государства – Смысл этой теории заключается в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства — монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных.
Переживание закона — случай, когда отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы.
Планирование — деятельность, связанная с составлением определенного перечня нормативных актов.
Подготовка проектов — рассмотрение законотворческого предложения и принятия решения по подготовке проекта, организационное и финансовое обеспечение, сбор необходимой информации и материалов, разработка концепции, составление текста проекта, согласование проекта с заинтересованными государственными органами, проведение юридических и иных экспертиз.
Подотрасль права — это крупная группа правовых норм, состоящая из ряда институтов в составе отрасли права и регулирующая близкие отношения определенного вида.
Политическая культура — уровень и характер политических знаний, оценок и действий граждан, а также содержание и качество социальных ценностей, традиций и норм, регулирующих политические отношения.
Политическая партия — это, как правило, весьма формализованная политическая организация со своей структурой (руководящие органы, региональные отделения, рядовые члены), выражающая интересы тех или иных общественных классов, социальных слоев, групп, объединяющая наиболее активных их представителей, ставящая, как правило, своей задачей завоевание политической власти для осуществления определенной программы, социальных, экономических, политических преобразований, достижение неких целей и идеалов.
Политическая система общества — это система взаимосвязанных социальных элементов, функционирование каждого из которых обеспечивает как развитие политической жизни общества, так и осуществление государственной власти.
Политические институты — устойчивая форма организации и регулирования политических отношений; самостоятельное явление политической жизни, например, государство, власть, политические партии и т.д.
Политические отношения — отношения между субъектами политической жизни по вопросу устройства и функционирования политической и государственной власти.
Политические принципы и нормы — правила или предписания, регулирующие политические отношения, придающие им упорядоченность;
Политический интерес — это внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определённых политических целей и осуществлению конкретных политических действий по их достижению.
Политический процесс — совокупная деятельность социальных субъектов (индивидов, групп, классов, общностей), посредством которой происходит формирование, изменение, преобразование и функционирование политической системы общества.
Политический режим — система средств осуществления государственной власти.
Политическое сознание — отражение политических отношений и интересов, выраженное в форме определенных понятий, идей, взглядов и оценок политических явлений.
Положения — акт, регламентирующий правовой статус органов, учреждений, организаций.
Постановления — широко распространенную разновидность правовых актов. Этот многозначный термин используется для обозначения актов Правительства, прокурора, суда, министерств. Основные свойства постановления с точки зрения порядка принятия состоят в коллегиальной процедуре. С точки зрения содержания постановлениями регулируются управленческие вопросы. Постановления принимаются в порядке обсуждения, согласования, одобрения.
Правила — это нормативный правовой акт, детально регулирующий порядок осуществления какой-либо операции, специальной деятельности.
Право — это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от неправомерного посягательства.
Правовая доктрина — определенные научно обоснованные положения, разъяснения, суждения ученых-юристов, изложенные ими в своих трудах и используемые в качестве основы для разрешения конкретных юридических дел, если это допускается законодательством или правовыми обычаями.
Правовая культура общества — это характеристика общества, показывающая уровень развития основных элементов правовой системы, т.е. уровень развития законодательства, юридической практики и общественного правосознания.
Правовая семья — это совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
Правовое воспитание — это прежде всего целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому и их закрепление в сознании людей.
Правовое государство — это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.
Правовой обычай — неписаное правило поведения, сложившееся вследствие его фактического и многократного применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного правила.
Правовой обычай — это санкционированное государством правило поведения, которое сложилось исторически в силу постоянной повторяемости и признано государством в качестве обязательной нормы поведения.
Правовой прецедент (прецедентное право) — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение.
Правовые аксиомы — самоочевидные истины, не требующие доказательств (Кто живет по закону, тот никому не вредит; нельзя быть судьей в своем собственном деле; что не запрещено, то разрешено; всякое сомнение толкуется в пользу обвиняемого; люди рождаются свободными и равными в правах; закон обратной силы не имеет; несправедливо наказывать дважды за одно и т же правонарушение; один свидетель – не свидетель; гнев не оправдывает правонарушение; если обвинение не доказано – обвиняемый оправдан).
Правовые отношения — это общественные отношения, урегулированные нормой права, участники которых имеют субъективные юридические права и обязанности.
Правомерное поведение — деяние, входящее в сферу или предмет правового регулирования и соответствующее либо принципам права, либо основано на этих принципах регулятивным нормам.
Правонарушение — виновное противоправное деяние дееспособного лица, которое наносит вред обществу. Под правонарушением понимается такое неправомерное поведение человека, которое выражается в действии или бездействии.
Правоохранительные нормы права – предусматривают меры государственного принудительного воздействия за совершение правонарушений. Они рассчитаны на неправомерное поведение людей и всегда содержат санкции.
Правоприменение — это решение конкретного дела, жизненного случая, определенной правовой ситуации. Это «приложение» закона, общих правовых норм к конкретным лицам, конкретным обстоятельствам.
Правосознание — это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правоспособность — это способность быть носителем субъективных прав и обязанностей.
Правосубъектность — это закрепленная законом способность быть участником правоотношений. Она состоит из двух составных элементов: правоспособности и дееспособности.
Правотворчество — осуществляемая уполномоченными на это субъектами или народом деятельность по установлению, изменению или отмене норм позитивного права, а также санкционированию неправовых норм в качестве правовых.
Предмет общей теории права – общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как целостных социальных институтов в их диалектической взаимосвязи.
Преемственность в праве — это принятие национальной правовой системой элементов и опыта правовых систем, ушедших в прошлое, прекративших свое существование.
Презумпция невиновности гражданина — это предположение, согласно которому лицо считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Презумпция невиновности есть проявление общей добропорядочности гражданина.
Презумпция — предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана.
Преступление — это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.
Приказ — официальное распоряжение руководителя, начальника подчиненным, адресован тем, кто непосредственно подчинен издавшему лицу, входит в соответствующую систему органа. Использование формы приказа в качестве нормативного правового акта, адресованного гражданам, организациям и учреждениям, недопустимо.
Применение права — одна из форм государственной деятельности, направленная на реализацию правовых предписаний в жизнь.
Применение права — осуществляемая в процедурно-процессуальных формах государственно-властная деятельность специально уполномоченных государством лиц и органов по обеспечению реализации правовых норм.
Принципы организации и деятельности государственного аппарата — основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом.
Принципы права — это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права, как специфического социального регулятора.
Пробел в праве — это полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностями практического решения дел.
Прогнозирование — определение тех областей, где должны быть приняты нормативные акты и их возможных правовых последствий.
Программный закон — закон, принимаемый в установленном порядке и по определенным ею вопросам.
Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.
Процессуальное право представляет собой группу отраслей и институтов права, регулирующих процедуру применения санкций норм материального права. Процессуальное право представляет собой обслуживающую отрасль, организационную, поскольку регламентирует юридические процедуры, призванные обеспечить деятельность государственных и иных органов и должностных лиц, адекватное применение норм материального права.
Публичное право — нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Р
Распоряжения — это индивидуальный правоприменительный акт, предназначенный для решения оперативных вопросов руководства.
Реализацией права – понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан).
Регулятивные (нормы – правила поведения) – непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. Различают три основных вида.
Регулятивные нормы права – к регулятивным принадлежат нормы, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей.
Республика – форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству.
Рецепция права — это принятие той или иной национальной правовой системой прошлого правового опыта или элементов параллельно существующих правовых систем других стран.
Решение референдума — нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским или местным референдумом.
Романо-германская правовая семья (исторические корни относятся к римскому праву), которая объединяет системы права, где с точки зрения правовой техники судебные решения руководствуются в первую очередь писаным законом, а правосудие понимается там как конечная цель права.
С
Санкция – структурный элемент, предусматривающий последствия нарушения правовой нормы, определяющий вид и меру юридической ответственности для нарушителя ее предписаний.
Светское государство — государство с устройством, где религия отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования.
Система законодательства — это совокупность собственно нормативно-правовых актов, т. е. источников права.
Система права — это внутреннее строение структурных элементов права.
Система права — это внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности всех действующих норм права данного государства. Это упорядоченное множество всех действующих юридических норм данного государства.
Систематизация нормативных правовых актов — это деятельность государственных органов, негосударственных институтов, отдельных лиц по упорядочению нормативного правового материала.
Социалистическое право — самостоятельная правовая система Советской России и СССР после Октябрьской революции 1917 года. Оно отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической партии, отрицанием разницы между публичным правом и частным правом, а также концепцией как силы, способствующей построению коммунистического общества.
Социальное государство — государство, основанное на многоукладной рыночной, регулируемой государством экономике, которое гарантирует каждому трудоспособному возможность создать своим трудом собственное благополучие; при этом гарантируется минимум социальных благ, необходимых для полноценного развития индивида.
Социальные нормы — это объективно необходимые правила поведения, совместного человеческого бытия, регулирующие границы возможных и должных действий.
Специально‑юридические функции — это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений.
Стадии правоприменения — это относительно обособленные комплексы правоприменительных действий, последовательно направленные на достижение целей, связанных с реализацией юридической нормы по урегулированию проблемной жизненной ситуации.
Структура системы права — это объективно существующее внутреннее строение права данного государства.
Структура — внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее трех элементов: диспозиции, гипотезы и санкции.
Субъективное право — это предусмотренная в норме права мера возможного поведения.
Субъекты правоотношений — это участники правовых отношений, которые имеют определенные субъективные права и несут те или иные юридические обязанности.
Т
Табу — строгий запрет на совершение какого-либо действия, основанный на вере в то, что подобное действие является либо священным, либо несущим проклятие для обывателей, под угрозой сверхъестественного наказания.
Теократия — это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулятором общественных, в том числе политических, отношений являются предписания религиозного происхождения, каноны.
Теологическая теория происхождения государства — религиозная гипотеза происхождения государства.
Типология государств – представляет собой их группировку по типам. В настоящее время в юридический науке применяются два подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
Тоталитаризм — политический режим, подразумевающий абсолютный контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни.
Тоталитарный режим — режим, характеризующийся полным контролем государства над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституции, прав и свобод, диктатом одной идеологии. Вся государственная власть сосредоточена в руках одного лица, опирающегося на единственную в стране партию с военной дисциплиной.
Тотемизм — некогда весьма распространённая и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит культ так называемого тотема.
Трудовой коллектив — группа людей, объединенных одной трудовой и профессиональной деятельностью, местом работы или принадлежностью к одному предприятию, учреждению, организации.
У
Унитарное государство — форма государственного устройства, при которой государство не имеет в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы подчиняются единым центральным органам власти.
Учредительные (нормы-принципы) – отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества.
Ф
Федерация — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Форма государственного устройства — территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
Форма правления — организация верховной государственной власти, источник ее образования и принципы взаимоотношений органов власти между собой и населением.
Формационный подход – предполагает, что развитие человеческого общества происходит как последовательная смена одного способа производства другим. В формационном подходе выделяются пять способов производства - первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.
Формы осуществления функций государства — это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.
Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач.
Функции права – представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни.
Ц
Цивилизационный подход предусматривает изучение локальных цивилизаций во всей совокупности их важных черт. Суть цивилизационного подхода состоит в том, что при характеристике развития конкретных стран и народов следует учитывать не только развитие процессов производства и классовых отношений, но и духовно-культурные факторы.
Ч
Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.
Э
Экзогамия — заключение брака за пределами определённой социальной группы, чаще всего родственной. На ранних стадиях социальной эволюции была особенно жёстко санкционирована. Противопоставляется эндогамии.
Эффективное государство — система государственных институтов, функционирование которой наилучшим образом, при оптимальных затратах оказывает населению и обществу в целом услуги в области функций, возложенных на государство.
Эффективность права — это результативность правового регулирования.
Эффективность правовых норм — соотношение между результатами действия правовых норм и теми социальными целями, для достижения которых они были приняты, иными словами соотношение между представленной целью, нормой права и достигнутым результатом.
Ю
Юридическая (правовая) фикция — заведомо ложное, неистинное утверждение, которому законодатель придает значимость юридического факта (усыновление ребенка лицом, не являющегося родителем; признание сделки фиктивной; признание нормативного акта юридически ничтожным). Несуществующее положение, признанное законодательством существующим, а значит, и общеобязательным (в гражданском праве — это признание с соблюдением установленной процедуры гражданина безвестно отсутствующим или умершим; в уголовном праве — это признание в установленном законом порядке у ранее судимого лица отсутствие (снятие) судимости).
Юридическая квалификация — это деятельность уполномоченных на то субъектов по сопоставлению и юридической констатации реально происходивших фактических обстоятельств и их типовой модели, зафиксированной в правовой норме.
Юридическая обязанность — это предусмотренная в норме права мера необходимого поведения.
Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения по отношению к правонарушителю.
Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к правонарушителю за совершенное им противоправное деяние. Она характеризуется следующими признаками.
Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях повышения эффективности.
Юридический прецедент — это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому государство придает общеобязательное значение.
Юридический состав правонарушения — совокупность необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения.
Юридический факт — конкретное жизненное обстоятельство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правовых отношений, наступление определенных юридических последствий.
Юридическое содержание правоотношения — это возможность определенных действий управомоченного, необходимость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанного, а фактическое — сами действия, в которых реализуются права и обязанности.