Содержание, структура, основные понятия и ведущие идеи экономического компонента в школьном курсе обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Изучение экономики Основой содержания Специфика изучения Обозначенные особенности
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Процесс коренных социально-экономических преобразований российского общества, новые тенденции в развитии современной экономической науки и российской школы экономической мысли оказали влияние на современное научное обществознание. Эти изменения потребовали обновления цели, содержания и методов обучения школьного обществоведческого курса в целом и особенно его экономической составляющей. В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования значительно возрос объем включенных в интегральный курс обществознания экономических вопросов, предусмотрен самостоятельный курс по экономике в профильном классе.

Изучение экономики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности людей, экономике России;

  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования.

Новизна и значительное расширение содержания экономических знаний учащихся поставили перед педагогами задачу поиска путей качественного и оперативного их обновления, усиления практической направленности обучения.

Овладение экономическими знаниями предусматривает разнообразие форм и методов обучения. Остановимся на некоторых наиболее общих особенностях изучения экономической составляющей курса.

Основой содержания экономической подготовки учащихся, формирования экономической культуры школьников является овладение ключевыми понятиями экономической науки. Важное место в методике обучения занимают способы раскрытия ключевых понятий и идей, на выбор которых влияют особенности научного аппарата экономической теории. К ним можно отнести следующие: использование понятий высокого уровня обобщенности, охватывающих широкий спектр разнообразных явления (например, понятия «экономика», «экономическая система», «рынок», «уровень жизни» и др.); многозначность трактовок ряда понятий (например, понятие «собственность» может использоваться в экономическом, юридическом, социальном значениях, а понятие «экономика» характеризует как различные проявления хозяйственной деятельности общества, так и науку о принципах, способах и закономерностях экономических процессов в обществе).

Специфика изучения ключевых экономических понятий обществоведческого курса состоит в том, что они должны изучаться в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Например: 1) преобладающая форма собственности определяет характерные признаки и особенности той или иной модели экономической системы, экономические функции государства в экономике влияют на особенности действия рыночного механизма в ней; 2) особенности функционирования экономической системы влияют на выбор способов рационального поведения основных потребителей и производителей; и т.п. Поэтому степень усвоения отдельных понятий содержательной линии оказывает непосредственное влияние на овладение знаниями многочисленного круга проявлений экономической жизни общества.

Обозначенные особенности требуют от педагога дополнительного внимания к проблеме овладения учащимися ключевыми понятиями и элементами содержания. В практике используются такие приемы, как словарная работа, различные упражнения по овладению понятиями, анализ различных суждений о понятии.