Инновации в обучении истории и обществознания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Образование сегодня должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни, а в профессиональном образовании – высокообразованного специалиста. Многие обучающиеся, приходящие в образовательное учреждение, мало заинтересованы в таком предмете как история. Поэтому цель преподавателя – заинтересовать их в данном предмете. Так как молодежь 21 века – это люди информационного века, в ходе работы с ними необходимо развивать их умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинноследственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.
Для реализации данных задач необходимо свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативных, технологий интерактивного обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, сберегающей здоровье технологии и других.
В современном преподавании выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.
Информационно-коммуникационные
Таким образом, использование современных информационных технологий повышает активность обучающихся на уроках, позволяет эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока, а всё это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.
Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемого (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций). Внедрение такого обучения способствует организации познавательной, практической и творческой деятельности.
Благодаря интерактивному обучению практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процессе обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Одной из важных современных образовательных технологий является технология развития критического мышления, то есть мышления, опровергающего устоявшиеся представления, опирающегося на собственный опыт, проецирование новых идей. В основе данной технологии лежат:
постановка проблемы (обучающиеся актуализируют свои знания, задается обучающимся некая интрига к получению новой информации);
осуществление проблемы (обучающиеся получают новую информацию, сопоставляют ее со старой);
рефлексия (обучающиеся закрепляют новые знания, меняют первоначальные представления об изучаемом материале, переосмысливают представления).
В качестве результатов применения технологии развития критического мышления, можно отметить:
высокую мотивацию учеников к обучению;
совершенствование мыслительного процесса и гибкости мышления;
оперирование самостоятельно выстроенными понятиями;
подтверждение или опровержение точки зрения другого человека;
анализ полученной информации.
Одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.
Реализуя проект, обучающиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.).
В обучении перспективно осуществлять дифференцированный подход к каждому обучающемуся, стремиться помочь развить личность обучающегося с учетом его способностей. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Особое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся. Поскольку изучение истории связано с усвоением большого объёма информации, требуется постоянное напряжение внимания и памяти, что может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму, необходимо применять здоровье сберегающие технологии – менять виды деятельности на уроке: слушать преподавателя, студента, написать план ответа, самостоятельно прочитать документ, поработать с картой, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в группе и т.д.
Применение этих технологий позволяет:
совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни;
содействует сохранению и укреплению здоровья каждого обучающегося в процессе обучения и воспитания;
формирует у обучающихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
обеспечивает обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
C учётом сложности изучаемого материала иногда применяются элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.
Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что повышается успеваемость по истории в классах, обучающиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научнопрактических конференциях по дисциплине.