Инновации в обучении истории и обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Инновации в обучении технологии Технологии интерактивного В основе результатов Применение Таким образом
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Инновации в обучении – это новые методики преподавания, новые способы организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата.

Образование сегодня должно давать ответы на «вызов» современного мира, меняться, реагируя на новые социальные явления. Именно инновационные методы в обучении направлены на подготовку личности к будущей жизни, а в профессиональном образовании – высокообразованного специалиста. Многие обучающиеся, приходящие в образовательное учреждение, мало заинтересованы в таком предмете как история. Поэтому цель преподавателя – заинтересовать их в данном предмете. Так как молодежь 21 века – это люди информационного века, в ходе работы с ними необходимо развивать их умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную деятельность, использовать элементы причинноследственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления.

Для реализации данных задач необходимо свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативных, технологий интерактивного обучения, технологии развития критического мышления, проектной технологии, сберегающей здоровье технологии и других.

В современном преподавании выделяют пассивные, активные и интерактивные стратегии. Умелое сочетание данных стратегий обеспечивает эффективность преподавания и качество образования.

Информационно-коммуникационные технологии позволяют развивать навыки самостоятельной, исследовательской, творческой работы, способствуют самовыражению и саморазвитию личности. Обучающиеся показывают достаточно высокие результаты в их использовании – составляют презентации. Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс позволило усилить наглядность и эмоциональную составляющую обучения, позволило проводить виртуальные экскурсии по музеям и т.д

Таким образом, использование современных информационных технологий повышает активность обучающихся на уроках, позволяет эффективно организовать познавательную и исследовательскую деятельность обучающихся, усилило наглядность и эмоциональную наполненность урока, а всё это способствует развитию креативных качеств учащихся и их самореализации.

Технологии интерактивного обучения рассматриваются как способ усвоения знаний, формирования умений и навыков в процессе взаимоотношений и взаимодействий преподавателя и обучающегося как субъектов учебной деятельности.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. В интерактивных технологиях обучения существенно меняются роли обучающего (вместо роли информатора – роль менеджера) и обучаемого (вместо объекта воздействия – субъект взаимодействия), а также роль информации (информация не цель, а средство для освоения действий и операций). Внедрение такого обучения способствует организации познавательной, практической и творческой деятельности.

Благодаря интерактивному обучению практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в процессе обмена знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Одной из важных современных образовательных технологий является технология развития критического мышления, то есть мышления, опровергающего устоявшиеся представления, опирающегося на собственный опыт, проецирование новых идей. В основе данной технологии лежат:

  • постановка проблемы (обучающиеся актуализируют свои знания, задается обучающимся некая интрига к получению новой информации);

  • осуществление проблемы (обучающиеся получают новую информацию, сопоставляют ее со старой);

  • рефлексия (обучающиеся закрепляют новые знания, меняют первоначальные представления об изучаемом материале, переосмысливают представления).

В качестве результатов применения технологии развития критического мышления, можно отметить:

  • высокую мотивацию учеников к обучению;

  • совершенствование мыслительного процесса и гибкости мышления;

  • оперирование самостоятельно выстроенными понятиями;

  • подтверждение или опровержение точки зрения другого человека;

  • анализ полученной информации.

Одной из технологий, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной деятельности, самостоятельности.

Реализуя проект, обучающиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого обучающиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности (умение работать в коллективе, ощущать себя членом команды, брать ответственность за выбор решения на себя, разделять ответственность с другими, анализировать результаты деятельности и др.).

В обучении перспективно осуществлять дифференцированный подход к каждому обучающемуся, стремиться помочь развить личность обучающегося с учетом его способностей. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.

Особое внимание уделяется сохранению здоровья обучающихся. Поскольку изучение истории связано с усвоением большого объёма информации, требуется постоянное напряжение внимания и памяти, что может привести к переутомлению, усталости, снижению эффективности урока. Чтобы свести эти нежелательные моменты к минимуму, необходимо применять здоровье сберегающие технологии – менять виды деятельности на уроке: слушать преподавателя, студента, написать план ответа, самостоятельно прочитать документ, поработать с картой, рассмотреть картину, выполнить творческое задание, поработать в группе и т.д.

Применение этих технологий позволяет:

  • совершенствовать работу, направленную на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни;

  • содействует сохранению и укреплению здоровья каждого обучающегося в процессе обучения и воспитания;

  • формирует у обучающихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;

  • обеспечивает обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.

C учётом сложности изучаемого материала иногда применяются элементы модульной технологии, которая основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Таким образом, использование инновационных технологий позволяет повысить мотивацию обучающихся к изучению истории, усилить наглядность преподавания и активизировать деятельность обучающихся на уроках.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе приводит к тому, что повышается успеваемость по истории в классах, обучающиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, научнопрактических конференциях по дисциплине.