Источники формирования знаний в процессе обучения истории. Формирование историографических представлений
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
легко понять и запомнить
Обращение к вопросам использование историографических материалов при
С другой стороны, в условия модернизации современного школьного образования очень важно освоение школьниками приемов работы с историографическими материалами, содержащими разные версии и оценки событий прошлого. Одна из целей Федерального государственного образовательного стандарта – развитие личности учащегося на основе освоение способов деятельности и компетентностей, которые базируются на методах исторического познания и которые должны быть освоены при изучении истории на разных ступенях общего образования. Если говорить о среднем (полном) общем образовании, то здесь работа с историографическими материалами наиболее актуальна, так как с 2016 года одно из заданий ЕГЭ по истории предполагает оценку исторического периода, с опорой на мнение историков.
К
Изучение вопросов историографии необходимо на всех ступенях школы, но каждая из них ориентирована на формирование определенных приемов учебной деятельности: умения различать факты и мнения, сопоставлять разные версии оценки событий, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Если говорить о приемах и методах работы с источниками в среднем звене основной школы, то здесь мы сталкиваемся с рядом проблем. Во-первых, подбор материалов, при котором необходимо учитывать умения и навыки учащихся 5-7 классов, тексты не должны быть сложными для восприятия и понимания. Во-вторых, формулировка вопросов и заданий, которые также должны отвечать уровню учащихся. И, в-третьих, необходимо четко определить цели и задачи, поставленные перед учащимися, чтобы не допустить путаницы и непонимания сути задания. Главной задачей на данном этапе обучения является научить учащихся различать факты и мнения по поводу одного и того же исторического события или личности, понимать и объяснять, почему мнения историков неодинаковы или противоположны.
На старшей ступени школы работу с отдельными суждениями целесообразно организовать как работу с исторической версией, имеющей в своей структуре следующие элементы: обсуждаемая проблема – мнение историка – доводы автора – авторская интерпретация.
На старшей ступени школы использование историографических материалов на уроках истории наиболее актуально. В первую очередь это связано с необходимостью уметь работать с историческими версиями и оценками, проверяемыми заданиями ЕГЭ. Нам необходимо сформировать у учащихся следующие умения :
Умение излагать и объяснять версию прошлого, изложенную в учебной литературе. Например, ученикам предлагается точка зрения на историческое событие и деятельность личности, им необходимо сформулировать альтернативное мнение или оценку, выбрать более убедительную точку зрения и аргументировать ее.
Умение анализировать предложенные версии и оценки прошлого, устанавливая степень их убедительности. Учащимся предлагается два суждения, из которых нужно выбрать и аргументировать одно из предложенных мнений.
Умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
Умение рассматривать исторические события с различных точек зрения. Учащимся предлагается одна точка зрения, используя исторические знания им необходимо привести аргументы в поддержку и в опровержение данной версии.
Начальные историографические знания старшеклассников включают знания: о круге дискуссионных вопросов истории и вариантах аргументированных ответов на них, о необходимых элементах научного исторического текста, о перечне основных приемов анализа историографического текста и порядке их осуществления.
Для того чтобы учащиеся смогли выявить и уяснить основания разных научных версий прошлого, важно создать условия для их сравнения «по вертикали» (как писали об этом историческом сюжете дореволюционные, советские и современные историки) и «по горизонтали» (разные прочтения прошлого, предложенные в одну историческую эпоху). Поэтому целесообразно подбирать работы историков, повествующие об одном и том же историческом событии, процессе, исторической личности, но содержащие различные версии.