Источники формирования знаний в процессе обучения истории. Формирование историографических представлений

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Исторические источники организации изучения историографическим В 8-9 классах следующие умения
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Исторические источники разнообразны: письменные, вещественные, устные, графические и т. д. Умение работать с каждым из них позволяет обучающемуся находить информацию и делать собственные выводы. Историография – это, прежде всего, сочинения историков, их взгляд на прошлое и современное. Различные мнения и суждения формируют толерантность и критическое мышление, а главное позволяют определить собственную позицию и приобрести опыт аргументации

Обращение к вопросам использование историографических материалов при организации изучения истории вызвано комплексом проблем, возникших на современном этапе развития школьного образования. В условия информационного общества мы наблюдаем расширение значительного круга доступных современному школьнику источников исторической информации, которая зачастую представляет собой различные варианты прочтения прошлого кинематографистами, писателями, художниками, встречаемся с интерпретацией исторических событий в телепередачах, в сети Интернет, которые соперничают, а иногда и противоречат позиции школьных учебников. Поэтому стоит проблема фальсификации исторического знания. Для современного школьника очень важно видеть различные интерпретации одного и того же события, но он должен научится вырабатывать собственную позицию по отношению к событиям прошлого и настоящего, должен мыслить критически и подходить с исследовательской позиции к любому источнику исторической информации. Понять, как ученые «пишут историю», чем это знание о прошлом отличается от других видов исторического знания, прежде всего от исторических мифов и откровенных фальсификаций.

С другой стороны, в условия модернизации современного школьного образования очень важно освоение школьниками приемов работы с историографическими материалами, содержащими разные версии и оценки событий прошлого. Одна из целей Федерального государственного образовательного стандарта – развитие личности учащегося на основе освоение способов деятельности и компетентностей, которые базируются на методах исторического познания и которые должны быть освоены при изучении истории на разных ступенях общего образования. Если говорить о среднем (полном) общем образовании, то здесь работа с историографическими материалами наиболее актуальна, так как с 2016 года одно из заданий ЕГЭ по истории предполагает оценку исторического периода, с опорой на мнение историков.

К историографическим материалам можно отнести различные средства обучения истории, содержащие интерпретации прошлого, становящиеся объектом учебной историко-познавательной деятельности школьников. В процессе обучения истории мы можем использовать историографические материалы, содержащие научно обоснованные описания прошлого (отдельные высказывания современников или историков о событиях и людях прошлого, фрагменты текстов научных исторических исследований, созданные в учебных целях историографические очерки, содержащиеся в современных учебниках истории), а также историографические материалы, содержащие версии и оценки прошлого, предложенные сценаристами и режиссерами исторических фильмов, журналистами, авторами исторических картин и прочими.

Изучение вопросов историографии необходимо на всех ступенях школы, но каждая из них ориентирована на формирование определенных приемов учебной деятельности: умения различать факты и мнения, сопоставлять разные версии оценки событий, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.

Если говорить о приемах и методах работы с источниками в среднем звене основной школы, то здесь мы сталкиваемся с рядом проблем. Во-первых, подбор материалов, при котором необходимо учитывать умения и навыки учащихся 5-7 классов, тексты не должны быть сложными для восприятия и понимания. Во-вторых, формулировка вопросов и заданий, которые также должны отвечать уровню учащихся. И, в-третьих, необходимо четко определить цели и задачи, поставленные перед учащимися, чтобы не допустить путаницы и непонимания сути задания. Главной задачей на данном этапе обучения является научить учащихся различать факты и мнения по поводу одного и того же исторического события или личности, понимать и объяснять, почему мнения историков неодинаковы или противоположны.

В 8-9 классах учащимся уже необходимо уметь сопоставлять различные версии и оценки событий. Задания, предлагающие ученикам прокомментировать высказывание историка, подтвердить или опровергнуть суждение известными фактами, высказать свое мнение по проблеме. Несмотря на то, что на данной ступени вне сферы внимания школьников остаются особенности исторических текстов, ценностные представления их авторов, учащиеся осваивают умения излагать мнение историка или писателя «своими словами», аргументировать предложенный вывод, делать выбор между несколькими суждениями, предлагая «свое» мнение. Это умение важная предпосылка для освоения приемов работы с историографическими материалами на старшей ступени школы.

На старшей ступени школы работу с отдельными суждениями целесообразно организовать как работу с исторической версией, имеющей в своей структуре следующие элементы: обсуждаемая проблема – мнение историка – доводы автора – авторская интерпретация.

На старшей ступени школы использование историографических материалов на уроках истории наиболее актуально. В первую очередь это связано с необходимостью уметь работать с историческими версиями и оценками, проверяемыми заданиями ЕГЭ. Нам необходимо сформировать у учащихся следующие умения:

  • Умение излагать и объяснять версию прошлого, изложенную в учебной литературе. Например, ученикам предлагается точка зрения на историческое событие и деятельность личности, им необходимо сформулировать альтернативное мнение или оценку, выбрать более убедительную точку зрения и аргументировать ее.

  • Умение анализировать предложенные версии и оценки прошлого, устанавливая степень их убедительности. Учащимся предлагается два суждения, из которых нужно выбрать и аргументировать одно из предложенных мнений.

  • Умение формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

  • Умение рассматривать исторические события с различных точек зрения. Учащимся предлагается одна точка зрения, используя исторические знания им необходимо привести аргументы в поддержку и в опровержение данной версии.

Начальные историографические знания старшеклассников включают знания: о круге дискуссионных вопросов истории и вариантах аргументированных ответов на них, о необходимых элементах научного исторического текста, о перечне основных приемов анализа историографического текста и порядке их осуществления.

Для того чтобы учащиеся смогли выявить и уяснить основания разных научных версий прошлого, важно создать условия для их сравнения «по вертикали» (как писали об этом историческом сюжете дореволюционные, советские и современные историки) и «по горизонтали» (разные прочтения прошлого, предложенные в одну историческую эпоху). Поэтому целесообразно подбирать работы историков, повествующие об одном и том же историческом событии, процессе, исторической личности, но содержащие различные версии.