Методика использования доски, мела, аппликации на уроке обществознания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
В современных условиях в школьной практике преподавания обществознания наиболее часто используются изобразительные и графические средства наглядности. При этом нельзя не забывать о таких средствах наглядности как доска и мел. Рисунок мелом на доске выполняется по ходу устного изложения и служит его зрительной опорой. Как правило, это очень простой, живой, стремительный рисунок, воссоздающий образ материальных предметов. При помощи схематического изображения учитель раскрывает явление в его логической последовательности, определяя темп и в нужный момент прерывая или возобновляя изобразительный ряд. Рисунки мелом на доске могут давать географические ориентиры, могут изображать различные схемы. Внутреннее устройство объектов можно изучить с помощью рисунка «в разрезе». Внешние статичные художественные рисунки помогают описанию. Динамичные рисунки сложнее всего и помогают раскрыть последовательность событий. Для создания у учащихся реалистического образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с иллюстрацией или фотографией.
К условно-графической наглядности, используемой в процессе обучения обществознанию, относятся: графики, диаграммы, схемы, таблицы и т.п. Эти средства могут отражать количественные и качественные стороны общественных процессов, тенденции развития общественных явлений, их причинно-следственные связи. Так, например, графики являются очень эффективным средством для наглядного представления экономических явлений и источником для формирования у учащихся новых обществоведческих знаний. Диаграммы используются для формирования у учеников умений видеть развитие общественных явлений, для сравнения изучаемых процессов. На уроках обществознания могут использоваться и статичные и динамичные диаграммы. Всё это можно делать с использованием обычной доски и мела (за исключением динамичных диаграмм)
В процессе обучения обществознанию широко используются
Учителю важно научиться чертить схему по мере объяснения учебного материала. В этом случае учитель может показать изучаемое явление в динамике, обеспечит одновременность восприятия школьниками образа и слова. Так, например, при объяснении сущности социологического понятия «государство», учитель, раскрывая очередной признак этого понятия, одновременно чертит на доске блоки схемы: «территория», «суверенитет», «система права» и т.д. При разработке подобных методических приемов учителю важно заранее продумать и структуру схемы, которая будет предъявляться на уроке, и словесное изложение материала, которое будет сопровождать появление каждого структурного компонента данной схемы.
Готовые схемы учитель может использовать на таких этапах урока, как первичное закрепление, систематизация и обобщение учебного материала, при опросе домашнего задания. При опросе можно предъявлять школьникам задания на восстановление изученных на предыдущем уроке схем.
В целом, для грамотного применения условно-графической наглядности на уроках учителю необходимо использовать систему заданий к различным видам этой наглядности. Подобные задания могут быть направлены:
на поиск и анализ информации в источниках знаний;
систематизацию обществоведческого материала (один из традиционных видов заданий на систематизацию материала — составление таблиц);
сравнение учебного материала из разных источников;
работу с условной наглядностью в составе комплекса источников (например, совместно с текстами).