Методика преподавания истории как педагогическая наука (предмет, цели, задачи изучения, связь с другими науками)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методика обучения истории Задачи методики и дидактики истории с арифметикой логика географией
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Методика обучения истории – педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Исследует закономерности обучения истории в целях повышения его эффективности и качества.

Предмет методики – история как школьная дисциплина, процесс обучения истории.

Основные компоненты – цели обучения, содержание и структура. Дает ответы на вопросы чему учить, зачем учить и как учить.

Задачи – научно-методическая организация учебного процесса, организация учебной деятельности учащегося, результаты обучения.

Цели – овладение учащимися основами знаний об историческом процессе развития общества с древнейших времен и до наших дней. Развитие способности осмысливать события и явления действительности на основе исторического знания, формирование ценностных ориентиров и убеждений учащихся на основе идей гуманизма, опыта истории, патриотизма, развитие интереса и уважения к истории и культуре других народов.

Задачи – определение содержания и структуры исторического образования, которые закреплены в стандартах и программах и на основе их излагаются в учебниках (отбор основных фактов, термины, понятий).

Научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, методические приемы, средства преподавания и учения).

Развитие познавательных способностей учащихся (развиваются в процессе обучения истории, учатся понимать усваивать и применять исторические знания).

Рассмотрим прежде всего связи методики истории с историей как наукой и как предметом преподавания ее основ в средней школе. Эти связи очень многообразны. Методика преподавания истории, находясь в прямой связи с историей, добивается того, чтобы основы исторической науки стояли на уровне современных достижений мировой и отечественной научной мысли. Учителя истории должны следить за прогрессом в исторической науке, вносить ее лучшие достижения в школьное преподавание истории.

МПИ анализирует содержание исторической науки, вырабатывает принципы отбора из него (содержания науки истории) фактов, образов, представлений, понятий, важнейших исторических закономерностей, одним словом, всего того, что в своей совокупности и составляет школьную историю, т.е. основы исторической науки. Итак, историческая наука органически связана с методикой преподавания истории, придает ей историзм, дает ей содержание для построения учебного предмета истории в средней школе.

Взаимные связи методики и дидактики – науки об образовании и обучении. Эти связи очень прочны и органичны, поскольку методику (любого школьного предмета, в том числе, разумеется, и истории) считают частной дидактикой. Отсюда следует, что общая дидактика развивается и движется вперед теми успехами, которые достигают частные дидактики, одной из них является методика истории. Те принципы определения содержания школьных предметов, те закономерности обучения, те эффективные формы учебного процесса, которые разработала дидактика, методика истории (с учетом своих особенностей) приноравливает в своей области знаний.

При разработке наиболее эффективных методов и приемов преподавания методика истории опирается на достижения русской и зарубежной психологии, труды великих русских физиологов И.П.Павлова, И.М. Сеченова и других. Процесс усвоения и запоминания различного исторического материала учащимися, развитие наблюдательности и внимания, мышления, пути формирования исторических представлений и понятий, развитие суждения об обществе путем анализа и синтеза и т.д. – все эти и многие другие вопросы нельзя разрешить, не используя данные общей, детской и педагогической психологии. Ведь психология получает важный материал наблюдений и экспериментов по вопросу о влиянии обучения на разные стороны деятельности учащихся

Столь же закономерны связи методики истории с арифметикой. За последние годы снизились знания учащихся хронологии. Ученики плохо запоминают опорные даты истории своей страны и историю зарубежных народов, с трудом соотносят года с веками и т.д. В.О.Ключевский (1841-1911): «История без годов все равно, что арифметика без цифр». Российская методика истории находится в определенных связях и с зарубежной методической мыслью. Отечественная методическая мысль внимательно следит, изучает методику преподавания истории в США, Франции и других странах, поскольку она отражает живой опыт школы, практику преподавания исторического материала самого разнообразного характера.

Существенное воздействие на методику истории оказывает логика – наука о правильном мышлении, о законах мыслительной деятельности человека. Без знаний логики учителю трудно построить систему доказательств теоретических положений, всесторонне раскрыть опорные понятия школьных курсов истории и обществознания.

Для методики истории очень важны ее связи с географией (физической и экономической). Изучая географическое и экономическое положение стран, учитель актуализирует в учебном процессе не только знания учащихся, но закрепляет их умения и навыки работы с разными типами исторических и географических карт в конечном итоге совершенствуют их представления и знания исторической локальности.

Методика преподавания истории взаимосвязана и с историческим краеведением как научной дисциплиной. Историческое краеведение дает методической науке теоретико-фактический материал местного края, а методика истории должна определить организационные формы, методы и приемы его использования в школьном преподавании истории в соответствии с образовательно-воспитательными задачами, стоящими перед современной средней школой и основами исторической науки.