Методика преподавания обществознания как педагогическая наука (предмет, цели, задачи изучения, связь с другими науками)

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

Методика преподавания Основные факторы Задачи методики свою специфику педагогикой дидактикой
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

 «Методика» в переводе с древнегреческого языка — «способ познания», «путь исследования».

Метод — это способ достижения какой-либо цели, решение конкретной задачи.

Методика преподавания обществознания — это отрасль педагогической науки, исследующая процесс обучения обществоведческим дисциплинам с целью повышения его эффективности и качества. Она призвана совершенствовать процесс обучения, его организацию, основные факторы, а также рассматривать вопросы зачем учить? чему учить? как учить?

Предметом методики является педагогический процесс обучения, преподавание учителем и изучение учениками общественных дисциплин. Объектом изучения являются содержание, организация, формы и методы обучения.

Основные факторы обучения:

  • цели, определяемые государством и обществом;

  • содержание и структура обществоведческого образования, закрепленное в стандартах, программах, учебниках;

  • научно-методическая организация процесса обучения (формы, методы, приемы, средства преподавания и изучения); познавательные возможности учащихся;

  • результаты обучения.

Задачи методики преподавания обществоведческой пропедевтики:

  • конкретизировать цели по классам, темам, урокам;

  • отбирать содержание в соответствии с целями и познавательными возможностями учащихся;

  • выбирать и использовать наиболее эффективные методы, приемы и средства обучения;

  • моделировать оптимальные способы и формы организации учебного процесса с учетом содержания и познавательных возможностей детей;

  • разрабатывать критерии оценки результатов в обучении;

  • программировать результаты обучения;

  • устанавливать межпредметные связи для расширения поля деятельности обществознания и предупреждения дублирования образовательного содержания.

Поскольку содержание интегрированного учебного предмета «Обществоведение» имеет свою специфику и строится на основе многих наук (истории, психологии, социологии, политологии, экономической теории, правоведения, этики и др.), то методика его преподавания органично связана с ними. Она использует результаты их исследований, отбирая и приспосабливая для обучения основные научные факты, понятия и закономерности, выявленные данными науками.  Объединяет все вышеперечисленные науки философия, которая изучает отношение человека и мира в целом. 

Наиболее тесными являются связи методики преподавания обществоведческих дисциплин с педагогикой. Опираясь на теорию воспитания, методика дает свою интерпретацию решения задач нравственного, гражданско-патриотического, правового, трудового, экономического, экологического и эстетического воспитания учащихся. Непосредственным способом методика связана и с теорией обучения – дидактикой, так как является её отраслью. Дидактика и методика находятся в тесной связи и взаимозависимости: дидактика опирается на практику преподавания конкретных учебных дисциплин, беря оттуда факты, примеры и материалы, дающие основание для обобщений и раскрытия закономерностей. Вместе с тем, познанные дидактикой закономерности, выводы и рекомендации должны браться на вооружение предметными методиками и использоваться для дальнейшего совершенствования процесса преподавания и изучения каждой учебной дисциплины. Дидактика способствует распространению передового опыта, интересных находок учителей-практиков, анализируя и осмысливая их с общепедагогических позиций. 

Изучение в методике преподавания обществоведческих дисциплин учебной деятельности школьников обусловливает ее связь с психологией. Развитие возрастной и педагогической психологии создает благоприятные условия для исследования процесса обучения обществоведению и особенно для выявления закономерностей процесса учения.

Одна из основных задач методики преподавания обществознания — развитие критического мышления, аналитических навыков и способности аргументированно выражать свою точку зрения. Школьные программы по обществознанию охватывают широкий спектр тем от политики до экономики, что требует грамотного подхода к выбору содержания и активизации учебного процесса.

Методика преподавания обществознания как педагогическая наука продолжает развиваться и адаптироваться к современным требованиям. Использование интерактивных методов, технологий и современных учебных материалов делает процесс обучения более интересным и эффективным для учащихся.