Методика работы с учебными картинами на уроках обществознания
НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ
Под изобразительными наглядными пособиями имеется в виду те средства, которые воспроизводят людей, предметы, события и явления с помощью изобразительных средств: макетирования, скульптуры, фотографии, живописи и т.п. Внутри этой группы выделяют несколько видов: объёмные и плоскостные, учебные и документальные, динамические и статичные, демонстрационные и раздаточные и т.д.
Большое место среди изобразительной наглядности занимают
Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта͵ памятниками материальной культуры. На них бывают изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.
Картины-портреты помогают воссоздать образы выдающихся личностей.
Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика, являются иллюстрации в учебнике. Οʜᴎ органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ. Учителю крайне важно продумать, какие из иллюстраций к данному уроку будут рассмотрены в классе, а какие учащиеся будут анализировать, выполняя домашнее задание. Разъясняя домашнее задание, крайне важно дать указания и к работе с иллюстрациями.
Одним из наглядных средств обучения является
«Оживление»
Прием «оживления». Он представляет собой серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. Учащимся необходимо не только обосновать свое понимание, но и обратить внимание на анализ объектов, изображенных на полотне, и их ощущениях. Отличительной особенностью данного приема является то, что в нем возможно обращение к прошлому или будущему через призму творческого мышления обучающихся. Можно сказать, что работа с приемом «оживление картины» или с методом материальной иллюстрации на уроках обществознания актуальна, поскольку у обучаемых, в соответствии с ФГОС на уроке с использованием данного метода, формируются все четыре вида универсальных учебных действий (УУД): личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные.
Например, при изучении темы «Нации и межнациональные отношения» понятие геноцид может рассматриваться с опорой на фото, которые иллюстрируют политику властей в нацистской Германии.