Методика работы с учебными картинами на уроках обществознания

НАВИГАЦИЯ ПО СТРАНИЦЕ

учебные картины Типологические картины карикатура «Оживление»
ПОЛНЫЙ ОТВЕТ
БЕЗ ВОДЫ
Без воды — краткий вариант ответа,
легко понять и запомнить

Под изобразительными наглядными пособиями имеется в виду те средства, которые воспроизводят людей, предметы, события и явления с помощью изобразительных средств: макетирования, скульптуры, фотографии, живописи и т.п. Внутри этой группы выделяют несколько видов: объёмные и плоскостные, учебные и документальные, динамические и статичные, демонстрационные и раздаточные и т.д.

Большое место среди изобразительной наглядности занимают учебные картины − наглядные пособия, специально созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Учебные картины подразделяются на событийные, типологические, культурно-исторические и портреты. Событийные картины дают представление о конкретных единичных событиях и, как правило, требуют сюжетного рассказа. Содержание таких картин включается в рассказ тогда, когда наступает изображенный на них момент.

Типологические картины воспроизводят многократно повторяющиеся факты, события, явления.

Культурно-исторические картины знакомят учеников с предметами быта͵ памятниками материальной культуры. На них бывают изображены памятники архитектуры и архитектурные стили, бытовые детали разных времен с их особенностями, различные механизмы и принципы их работы.

Картины-портреты помогают воссоздать образы выдающихся личностей.

Средством наглядности, всегда находящимся под рукой у ученика, являются иллюстрации в учебнике. Οʜᴎ органически входят в его содержание, создавая конкретный зрительный образ. Учителю крайне важно продумать, какие из иллюстраций к данному уроку будут рассмотрены в классе, а какие учащиеся будут анализировать, выполняя домашнее задание. Разъясняя домашнее задание, крайне важно дать указания и к работе с иллюстрациями.

Одним из наглядных средств обучения является карикатура. Она доступна, художественно выразительна, для нее характерна остро выраженная идея. По этой причине карикатура легко воспринимается. Карикатура-иллюстрация используется лишь для наглядного подтверждения слов учителя. Карикатура-характеристика требует разъяснения сущности, комментария учителя. На уроке может использоваться как портретная карикатура, так и символическая. В ходе анализа карикатуры нужно узнать: кто изображен или что изображено? Какие общественные явления олицетворены изображенными людьми, фигурами животных или предметами? Какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура, какова их оценка? Какова общая идея карикатуры? Взгляды какого класса (партии, организации, группы) она выражает? Какую роль в общественной жизни она играла или играет в настоящее время?

«Оживление»

Прием «оживления». Он представляет собой серию вопросов о мыслях и чувствах, вызванных картиной. Учащимся необходимо не только обосновать свое понимание, но и обратить внимание на анализ объектов, изображенных на полотне, и их ощущениях. Отличительной особенностью данного приема является то, что в нем возможно обращение к прошлому или будущему через призму творческого мышления обучающихся. Можно сказать, что работа с приемом «оживление картины» или с методом материальной иллюстрации на уроках обществознания актуальна, поскольку у обучаемых, в соответствии с ФГОС на уроке с использованием данного метода, формируются все четыре вида универсальных учебных действий (УУД): личностные коммуникативные, регулятивные и познавательные.

Например, при изучении темы «Нации и межнациональные отношения» понятие геноцид может рассматриваться с опорой на фото, которые иллюстрируют политику властей в нацистской Германии.